Способы приготовления олифы своими руками

Какие существуют способы приготовления олифы своими руками

Для того чтобы изготовить состав самостоятельно в наличии необходимо иметь:

  • Емкость из металла (кастрюльку, ковшик, и. т. д).
  • Приспособления для нагрева (например, электроплитку).
  • Смолу.
  • Марганцевую перекись.
  • Респиратор или защитную маску и перчатки.

Для начала необходимо масло самостоятельно налить в емкость и поставить на медленный огонь. Когда оно нагреется до 110 градусов, начнет выделяться вода.

Дальше надо дать воде испариться и внимательно следить за температурой состава, он не должен превышать 150 градусов.

Раствор надо самостоятельно вываривать на протяжении четырех часов.

Примечание: поскольку смесь относится к пожароопасным веществам, ее не рекомендуется наливать в емкость до самых краев. Вполне достаточно заполнить сосуд до половины.

После того как вода полностью испариться и завершиться процесс пенообразования в емкость можно добавить катализатор в пропорциях 30/40 грамм на 1 литр масла.

Катализатор необходимо добавлять порционно, поскольку он выделяет очень большое количество пены. После смешивания масла с сиккативом можно увеличить температурный режим до +200 градусов и оставить вывариваться состав еще на три часа.

Как определить готова смесь или нет самостоятельно?

Необходимо небольшое ее количество капнуть на стекло. Ее прозрачность свидетельствует о готовности.

По завершение состав оставить при комнатной температуре немного остыть.

Катализатор в данном случае – это всего вспомогательный элемент, от которого зависит то, насколько быстро олифа будет высыхать.

Для изготовления этого вещества необходимо перемешать между собой смолу и марганцевую перекись в пропорции 20:1 (где 20 – это количество частей смолы).

Канифоль перед смешиванием обязательно необходимо немного расплавить самостоятельно при температурном режиме +150 градусов.


Для начала необходимо масло самостоятельно налить в емкость и поставить на медленный огонь. Когда оно нагреется до 110 градусов, начнет выделяться вода.

Олифа натуральная технические характеристики

Натуральная олифа – уникальная возможность существенно сэкономить свои средства и собственными усилиями создать незаменимый в строительстве и интерьерном искусстве материал для защиты верхних слоев изделий от негативных механических воздействий извне. Если вы приверженец натуральных моделей, можете попробовать оливковую олифу, или составы на основе растительного натурального масла. Разница между ними незначительна – от оливкового масла появляется эффект затемнения изделия.


Основным предназначением состава является, конечно же, защита поверхностей от различного рода механических воздействий. Натуральная олифа предназначена, прежде всего, для поддержания экологических стандартов( гост 7931 76) покрытого олифой изделия.

Способы приготовления олифы своими руками

Лаки, краски, олифы, эмали, сургуч
Способы приготовления и применения

1. Олифа без варки. Так как варка олифы требует специального котла и опасна в пожарном отношении, приводим способ приготовления олифы без варки. На 20 льняного масла берется 1 глёта (окиси свинца) и 1 свинцового сахара (уксуснокислой окиси свинца). Свинцовый сахар растворяют в небольшом количестве воды. При обыкновенной комнатной температуре потребуется 2 воды, а если взять горячую воду, то значительно меньше. В раствор свинцового сахара прибавляют половину назначенного глёта и взбалтывают смесь. Оставшуюся дозу глёта старательно растворяют с небольшим количеством льняного масла. Когда глёт хорошо растерт с маслом, то приливают к нему остальное льняное масло и продолжают размешивать, затем приливают упомянутую выше смесь свинцового сахара и тщательно размешивают около 2 часов, после чего дают смеси отстояться. Масло всплывет наверх, а внизу отстоится вода с растворенными в ней свинцовыми солями. Тогда масло сливают и фильтруют сквозь полотно. Получится светлая, прозрачная олифа, несколько более жидкая, чем вареная. Такая олифа всегда содержит в себе небольшое количество свинцовых солей, являющихся нежелательными для светлых масляных красок, так как свинец имеет свойство темнеть с течением времени. Объясняется это тем, что свинец соединяется с сероводородом, содержащимся в испорченном воздухе. Чтобы удалить свинец из олифы, поступают следующим образом: берется 25%-ный раствор серной кислоты, вливают его в олифу и размешивают в течение получаса. Сначала олифа мутнеет и принимает молочный оттенок, но вскоре снова делается прозрачной, а свинцовые соли оседают на дно.

2. Отбелка льняного масла:

а) отбелка производится при помощи нагревания, для чего сырое масло в течение получаса держат при температуре. 275°С. Чем быстрее производится такое нагревание, тем быстрее и совершеннее будет происходить свертывание белковых веществ. Это свертывание лучше всего происходит при температуре 275-310°С. Но, несмотря на все вышесказанное, лучше производить нагревание масла медленно, пока не прекратится вспенивание. После нагревания масло оставляют охлаждаться, причем осадок, имеющий светло-коричневую окраску, опадает на дно. Тогда масло можно слить или профильтровать. Если нагревание производится в железном котле, то масло приобретает красноватую окраску наподобие окраски олифы; если же нагревают его в алюминиевом котле, то в результате получается светлое желто-янтарного цвета масло (по Скотту);

б) смесь равных частей сырого масла и горячей воды пропускают в пар в течение 1-2 часов. После этого маслу дают отстояться. Тогда вода соберется на дне сосуда, прозрачное масло всплывет наверх, а осадок займет среднее положение между водой и маслом. Через 5 дней прозрачный слой масла спускают в котел и нагревают в течение 2 часов до 100°С., чтобы удалить оставшуюся воду. Рекомендуется перед пропусканием пара прибавлять к смеси масла и воды 1%-ной серной кислоты. Этим способом производится одновременно и отбелка масла, которое, кроме того, гораздо быстрее осветляется.

Можно также прибавлять еще несколько фунтов сукновальной глины или сернокислого барита, которые увлекут на дно осадок и сократят, таким образом, время отбелки. Осадок этот можно употреблять на приготовление замазки, и мастера, выделывающие ее, с удовольствием приобретают эти осадки. Масло, обработанное по этому способу, имеет очень светлую окраску;

в) взбалтывают 250 льняного масла в стеклянной колбе с раствором 5 марганцово-кислого калия на 125 воды, оставляют стоять в течение 24 час. в теплом месте и затем прибавляют 7,5 измельченного сернисто-кислого натрия, а после полного растворения 10 соляной кислоты. После того как смесь при хорошем помешивании обесцветится, масло промывают водой, к которой прибавлено немного мела, до тех пор, пока реакция стекающей йоды не перестанет быть кислой; для освобождения же от воды масло фильтруют через безводную глауберовую соль.

3. Сиккатив:

а) прежде всего отмыливанием льняного масла натровым щелоком приготовляют возможно более нейтральное мыло, растворяют его в измеренном количестве воды, к которой можно прибавить немного алкоголя, и вливают, размешивая, раствор марганцового купороса до совершенного разложения мыла. При этом получается мягкое мыло желто-медового цвета, которое поглощает весьма легко и быстро кислород из воздуха, окрашиваясь при этом в темно-бурый цвет, и растворяется во многих веществах. Оно растворяется во всех отношениях в льняной олифе, которая после смешения с незначительным количеством такого марганцового мыла приобретает свойство сохнуть весьма быстро. Лучше всего для достижения последней цели употреблять раствор марганцового мыла в равном по весу количестве льняной олифы. Затем нагревают его осторожно с небольшим количеством олифы до испарения всей воды;

б) другой сиккатив, предохраняющий белую цинковую масляную краску от потемнения, приготовляется прибавлением 1,5 кг смеси из 1 серномарганцовистой соли, 2 уксусномарганцовистой и 97 углецинковой соли к 100 г льняного масла, которое нагревалось предварительно 10 часов до 180-200°С. Полученная таким образом олифа светла и высыхает в 10 часов.

Еще способы приготовления олифы

1. Способ. Смешивают 300 г свинцового глета, 300 г сурика, 450 г свинцового сахара. Эту смесь кладу в мешок из плотного холста и погружают в котел или кастрюлю наполненную 30 л льняного масла и 30 л воды. Кипятят до тех пор, как воды испарится и фильтруют через войлочный фильтр.

2. Способ. Тот же, что и 1, только вместо глета берут сернистый цинк.

3. Способ. 100 кг льняного масла нагревают до 200С, прибавляют 2 кг марганцовки и 2,5 кг серной кислоты. Затем добавляют известковое молоко и фильтруют.

4. Способ. 100 кг льняного масла нагревают до 150С, прибавляют 2 кг марганцовки, варят помешивая 30 минут. Получается блестящая олифа.

5. Способ. На 100 кг вареного подсолнечного масла берут 2 кг марганцевого линолета. Этой олифой обрабатывают дерево, стекло, пластмассу и другие материалы.

6. Способ. 100 кг льняного масла нагревают до 130-140С, добавляют 60 кг минерального (солярного, вазелинового) масла, перемешивают и прибавляют 8 кг свинцово-марганцевого резината.

7. Способ. 40 кг канифоли растапливают и прибавляют 60 кг керосина (осторожно!) и примешивают 5 кг свинцево-марганцового резината и 10 кг льняного масла.

8. Способ. 75 кг канифоли, 100 кг керосина (нагревают осторожно!) помешивая добавляют 2-5 кг жженой извести и 3-5 кг воды (известковое молоко).

9. Способ. 6 кг столярного клея варят с 50 кг керосина (выступающую при варке пену удаляют), затем прибавляют 25 кг канифоли. Эту олифу можно размешивать с различными красками и обрабатывать дерево, железо, кирпич, стекло и др. материалы – получается блестящее прочное покрытие.

10. Способ. 50 кг канифоли, 4 кг гашеной извести, 6 кг льняного масла, нагревают и добавляют 10 кг минерального (солярного или вазелинового) масла и 13 кг скипидара.

11. Способ. 58 кг канифоли, 2,9 кг гашеной извести, 2,9 кг кальценированной соды расплавляют до полной прозрачности и добавляют 48,3 кг минерального масла, 33,9 кг льняного масла, 80 кг скипидара.

12. Способ. 10 кг канифоли, 4 кг кристаллической соды, расплавляют и оставляют только осадок к нему добавляют 200 кг смоляного масла, размешивают, фильтруют через ткань, дают остыть и добавляют 500 г марганцовки и 10 кг скипидара.

Вес всех компонентов для приготовления олиф указаны в произвольной форме.

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© “Энциклопедия Технологий и Методик” Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Еще способы приготовления олифы

Олифа из льняного масла

Для изготовления этого вида олифы понадобятся следующие приспособления:

  • металлическая посуда (таз, ковш, тарелка, кастрюля и т.п.);
  • нагревательное устройство (керосинка, газовая или электроплита);
  • канифоль;
  • марганцевая перекись;
  • респиратор и перчатки.

Заливаем масло в сосуд и греем на медленном огне. По достижении 110 градусов масло начнет выделять воду — это будет заметно на глаз. Далее начинается процесс испарения воды. При этом нужно следить, чтобы температура жидкости не переходила черту в 160 градусов. Масло должно вывариваться в течение 4 часов.

Обратите внимание! Олифа — пожароопасное вещество, поэтому не нужно наливать слишком много масла в емкость. Достаточно заполнить половину сосуда.

После испарения воды и образования пены можно добавлять сиккатив исходя из следующей пропорции: 30-40 граммов вещества на литр масла. При добавлении сиккатива происходит обильное пенообразование, поэтому работу нужно выполнять с особой осторожностью, добавляя вещество постепенно. Когда сиккатив добавлен, увеличиваем температуру до 200 градусов и продолжаем варить смесь в течение 3 часов. Готовность состава проверяется так: капля вещества размещается на стекле, и, если она прозрачна, раствор готов. Далее состав охлаждается при комнатной температуре.

Сиккатив представляет собой вспомогательное вещество, влияющее на скорость высыхания олифы. Данный компонент входит в состав масляных красок, где он отвечает за это же свойство.

Для изготовления сиккатива нужно перемешать канифоль с марганцевой перекисью исходя из соотношения 20 к 1. Вначале 20 частей канифоли доводим до состояния плавления при температуре 150 градусов выше нуля, а затем добавляем 1 часть перекиси марганца.

Инструкция по термической обработке подсолнечного масла:

Время высыхания олифы

Период высыхания варьируется от 7 часов до полутора суток. Большая часть пропиток, например, олифа льняная, полностью высыхает в продолжение одних суток. Синтетическая будет высыхать дольше. Если пропитка не сохнет несколько дней, это говорит о ее низком качестве. Обработанную таким образом поверхность покрасить не удастся. В таком случае ее лучше очистить и нанести новый состав. Во избежание подобных неприятностей при покупке защитной пропитки не помешает попросить сертификат.

Одним из недостатков масляных составов является способность высыхать до момента использования, то есть в таре. Поэтому иногда появляется необходимость разбавления. Для этого используют скипидар, уайт-спирит или касторовое масло.

Если наносить средство кистью, расход будет меньше, чем если работать валиком.

Приготовление олифы и красок

После нанесения на икону красочного слоя ее покрывали олифой. Но для этого олифу нужно сначала приготовить. Делалось это так. Чистое льняное масло хорошо проваривалось на костре, а затем не менее полугода томилось на горячей печи в тщательно закупоренных сосудах. За время томления варе

ное масло отстаивалось и превращалось в прозрачную жидкость, которую сливали в чистую посуду. Перед покрытием ее разогревали до 60°С.

На красочный слой олифа наливалась ложкой. Затем икону укладывали на горизонтальную плоскость (стол, полку). Это делалось для того, чтобы олифа пропитала краску. Через некоторое время олифу начинали разгонять ребром ладони, одновременно втирая во внутрь краски. Разгонять таким образом олифу приходилось несколько раз, пока пленка окончательно не затвердевала. Этому должны были способствовать повышенная температура помещения († 30°С) и сухость воздуха.

При разравнивании олифа издавала звук вроде свиста. Поэтому старые мастера говорили, что икону нужно «пофикать».

Олифа, засыхая, образовывала чистую и зеркальную поверхность.

Для того чтобы выполнить иконную живопись, необходимо иметь определенный набор припасов и инструментов.

Большое значение в успехе работы над иконой играли пигменты, из которых изготовляли необходимые краски. Кстати, надо различать: пигменты – это сухие, порошкообразные вещества; краска – пигмент, растертый на связующем материале, а колер – смесь различных красок, дающих определенный тон и цвет. В старые времена широко употреблялись такие ныне забытые пигменты, как аурипигмент (желтый цвет), реальгар (красный цвет), глауконит (зеленый цвет), аузурит (голубой цвет) и так далее.

Читайте также:  Выбираем песок для пескоструйного аппарата

В наши дни в иконописи рекомендуется применять следующие пигменты:

1. Белила свинцовые или цинковые

2. Крон желтый или палевый

3. Охра светлая

4. Охра темная

5. Кадмий оранжевый

6. Киноварь ртутная

7. Кармин или краплак

8. Сиена жженая

9. Умбра жженая

10.Зелень темная, травяная

11.Зелень изумрудная

12. Кобальт синий, светлый

13.Ультрамарин

14.Сажа газовая или кость жженая.

В данном случае приведен перечень самых необходимых красителей, но, по возможности, желательно в дополнение к ним иметь и другие пигменты, такие, как, например, сиену натуральную, умбру натуральную, индиго, шафран и другие.

Имея даже минимальный набор пигментов, можно приступить к приготовлению красок. Этот процесс старые мастера называли «творением красок». Для того чтобы встворить краски, необходимо из желтка куриного яйца приготовить связующее вещество.

Для этого яйцо разбивают с тупого конца и проделывают аккуратное (без зазубрин) отверстие. Осторожно, покручивая скорлупу, выливают белок в ведро, а оставшийся желток вываливают на левую ладонь и начинают перекаты

вать его с ладони на ладонь. При этом желток полностью очищается от белка. Ладони вытирают чистой тряпкой. Затем прорвав пленку на желтке, его содержимое выливают в чистый стакан. Желток разбавляют уксусом. Уксуса наливают одну скорлупу, если желток зимний (бледно-желтого цвета), и полторы скорлупки, если желток летний (ярко-оранжевого цвета).

Приготовленная таким образом жидкость является растворителем сухих пигментов, и ее принято называть «эмульсией». Как говорят старые иконописцы, яичный желток служит в данном случае связующим веществом, а уксус, с одной стороны, позволяет сохранять эмульсию в рабочем состоянии (яйцо является хорошей средой для размножения микробов, и поэтому оно быстро портится – протухает), с другой – он способствует быстрому превращению пигмента в тонкодисперсную массу. Н старые времена в качестве компонента эмульсии вместо уксуса с успехом использовали хлебный квас, который обладает такими же свойствами, что и уксус, но краски, приготовленные на квасе, ложатся мягче и красочный слой при этом получается звучнее.

Творение красок в прежние времена производили в деревянных ложках с отрезанными черенками. В настоящее время для этого применяют специальные баночки, выточенные токарным способом из деревянных заготовок, имеющих неярко выраженную структуру (из липы, березы, яблони, груши). Чтобы баночки служили долгие годы, их необходимо пропитать горячей олифой и тщательно просушить.

Хранить баночки с красками удобно в деревянном ящичке с крышкой. Баночки устанавливаются в нем по пять штук в три ряда. В таком ящичке помещается 15 баночек, которых вполне хватает, чтобы вести качественную живопись.

Чтобы встворить краски, сухой пигмент насыпают в баночки, добавляют необходимое количество эмульсии и указательным пальцем правой руки все перемешивают и перетирают до состояния жидкой сметаны. К сожалению, не все пигменты удается перетереть пальцем до необходимой тонкости. Некоторые из них можно растереть впрок на каменной плите. При этом пигмент перетирается на воде. Перетертую краску помещают в засушенном виде в стеклянную баночку и хранят столько времени, сколько это необходимо.

Для удобства при работе и с целью сохранения красочного слоя применяют так называемый «подручник», то есть устройство в виде досочки на подставках по концам (в виде скамеечки).

Писание икон способно доставлять большое эстетическое наслаждение. Когда из-под кисти постепенно возникает образ того или иного святого, к мастеру приходит тихая радость. Безусловно, испытать такое захочется многим юным художникам. Но без определенных знаний, умений и навыков сделать это весьма трудно. Конечно, лучше всего пройти обучение у мастеров, имеющих большой опыт иконописания. Но не всегда это удается сделать. В этом случае мы предлагаем юному художнику, опираясь на сведения, приведенные в данной статье, на материал других литературных источников, начать копировать иконы самостоятельно.

Позвольте сделать еще несколько практических советов.

Начинающему иконописцу не следует брать цвета произвольно или с цветных репродукций. Лучше всего для копии иметь подлинную икону. Конечно, стоит постараться найти образец хорошего качества, которому при копировании нужно следовать неукоснительно. Тогда перед вами откроется красота работы старых мастеров. Их глубинное понимание гармонии линии и цвета.

Мы не советуем начинающему иконописцу в начале своего творческого пути применять при копировании золото. Не имея на то соответствующего опыта, ему не удастся качественно положить листочки на левкас. Не удастся также хорошо встворить его для нанесения пробелов. Лучше это дело отложить на более поздний срок. Надо попытаться перенять умение пользоваться золотом у какого-либо старого мастера, имеющего в этом деле опыт. Ведь использование золота весьма дорогое удовольствие, и опыты, проводимые с ним, не всегда может позволить финансовое положение художника.

А в остальном. надо смело приступать к освоению техники яичной темперы, и чем раньше это будет сделано, тем лучше. «Дорогу осилит идущий», успеха тебе, юный иконописец!

14.Сажа газовая или кость жженая.

Масла и олифы: приготовление олифы

Большая часть красок разводится на масле, которое бывает минерального, растительного и животного происхождения.

К минеральным маслам относятся нефть, горный воск и др.

В малярном деле употребляются масла исключительно растительного происхождения, добываемые из семян различных растений и главным образом льняного семени.

Растительные масла бывают очень разнообразны по своему составу и имеются в продаже в твердом (японский воск), густом (кокосовое масло) и в жидком состоянии (льняное масло).

Все растительные масла на воздухе, при продолжительном стоянии, окисляются, густеют и горкнут.

Жидкие и мажущие масла имеют свойство тягучести, затвердевают и способны образовать красивую эластичную, похожую на каучук массу.

Кроме того, растительные масла можно подразделить на высыхающие и не высыхающие. К первым относятся: льняное, ореховое, конопляное, маковое, подсолнечное и др.
Ко вторым: деревянное, оливковое, миндальное, рапсовое, сурепное, горчичное, буковое, касторовое и др.

Масло льняное добывается прессованием льняного семени. При холодном прессовании получается лучший сорт масла приятного запаха и светло-желтого цвета, что дает возможным употреблять его в пищу.

На маслобойных заводах, однако, холодное прессование считается невыгодным вследствие сравнительно малого выхода масла и заменяется горячим прессованием, причем полученный продукт будет более темного цвета с сильным запахом. Такое масло неочищенное идет почти исключительно для приготовления олифы (вареного масла).

Что касается качества масла, то оно зависит от способа приготовления и качества семени, из которого оно приготовлено.

Так как льняное масло представляет продукт довольно ценный, то его часто подмешивают различными примесями, портящими его качество. Наиболее часто встречающейся примесью льняного масла является минеральное масло. Такая олифа обыкновенно сохнет плохо и дает отлип. Если на нее смотреть на просвет, то получится синеватый оттенок, что, однако, не всегда бывает заметно, ибо в последнее время как подмесь стали употреблять хорошо очищенное минеральное масло (бесцветное).

Из всех растительных масел льняное масло имеет самое широкое распространение в малярном деле, представляя лучший продукт для приготовления льняной олифы.

Масло конопляное получается из семян конопли также посредством прессования. Лучший сорт конопляного масла идет в пишу; другие же, низшие сорта темного цвета идут для приготовления олифы. Такая олифа густая, темного цвета, уступает по качеству и прочности льняной олифе.

Масло маковое получается из семян мака прессованием при обыкновенной температуре, или же при нагревании. В первом случае масло будет иметь светлый цвет, приятный вкус и потому такое масло обыкновенно употребляется в пищу. Во втором — темный цвет и горьковатый вкус вследствие обилия примесей делают такое масло пригодным только для технического употребления, как например, при составлении дорогих красящих веществ. Для обыкновенных малярных работ такое масло редко употребляется.

Масло подсолнечное добывается из семян подсолнечника, растущего почти повсеместно в России и засеваемого особенно много в Малороссии, южных губерниях и на Кавказе. Цвет масла золотисто-желтый, в свежем виде имеет приятный вкус и запах и охотно употребляется в пищу. Подсолнечное масло главным образом идет для приготовления светлой олифы, для разведения белых и светлых красок. Сохнет много медленнее льняного. При неумелом приготовлении такая олифа дает отлип и приобретает красный оттенок.

Надо вообще заметить, что варки олифы домашним способом следует избегать, ибо не говоря уже о сравнительной дороговизне этого приготовления, качество полученного продукта оказывается не всегда удовлетворительным. Вот почему нет никакого расчета готовить его дома, а лучше приобретать олифу готовой. Покупая масло от солидных фирм, специально занимающихся варкою в крупных размерах, в специально приготовленных для того аппаратах и приборах, можно вполне гарантированно получить однородный продукт хорошего качества, что особенно необходимо при производстве малярных работ.

Пропитка олифой

Перед покраской какого-либо деревянного предмета или поверхности, необходимо в обязательном порядке провести предварительную обработку. Пропитка олифой нужна для того, чтобы защитить дерево от разрушения и обеспечить качественную основу для нанесения краски или лака.

Натуральная олифа придаст дереву теплый и естественный оттенок, который не утратится с годами. Особые качества смеси способны подчеркнуть каждое волокно природного материала и придать ему эффектный и выразительный вид. Благодаря высоким защитным качествам пленки, которая прочно покрывает поверхность, дерево не пострадает ни от паразитов (термитов, грибков, мышей), ни от случайных механических повреждений (царапины, пятна, вмятины).

Способы пропитки олифой:

  1. Горячей олифой – пропитка проводится в водяной бане и подходит для небольших предметов. Деревянную деталь опустить в емкость с горячей олифой, выдержать там от 3 до 8 часов и высушить в течение 4-6 суток. Если добавить в олифу 2-3% свинцового сурика, пропитка будет более высокого качества и высохнет гораздо быстрее – всего за 2-3 суток.
  2. Масляная олифа с керосином – смешать ингредиенты 1:1. Можно применять как в холодном, так и в горячем виде. Если использовать холодную олифу, то выдерживать дерево 1-2 дня, если горячую – около 3 часов. Высыхает за 2-3 суток.
  3. Олифа со скипидаром и парафином – смешать 10 частей олифы с 2мя частями скипидара и 16ю частями парафина. Парафин предварительно растворить в скипидаре, нагрев смесь на водяной бане. Ввести в олифу и перемешать. Покрыть горячей олифой дерево. Высыхание за 2-3 дня.
  4. Олифа с воском – на 10 частей олифы 1,5 частей воска. Воск измельчить (натереть) и добавить в горячую олифу. Высыхание за 2-3 дня.

Обработка олифой – очень ответственный процесс, который не заканчивается после нанесения ее на дерево. Прежде чем продолжать работу с поверхностью, необходимо выждать определенное время, пока сохнет олифа. Скорость высыхания напрямую зависит от качества исходных материалов, характера и количества сиккатива.

Олифа с полиметаллическими сиккативами высыхает гораздо быстрее, чем олифа, в составе которой присутствуют монометаллические сиккативы. К примеру, если добавить в натуральную льняную олифу марганцевый или свинцовый сиккатив, она высохнет за 12 или 20 часов соответственно. Если же добавить в нее марганцево-свинцовый сиккатив, скорость высыхания сократится до 7,5 часов.

Также на продолжительность высыхания в значительной степени влияет температура и влажность воздуха. Олифа с кобальтовым сиккативом сохнет в полтора раза быстрее, если повысить температуру до 25С. Марганцевый сиккатив при таких условиях высохнет в 4 раза быстрее. Влажность воздуха во всех случаях не должна превышать 70%.

Тщательно перемешать ингредиенты и постепенно добавить скипидар (25-35 частей). Разбавить водой до консистенции обычной густой олифы. Казеиновая известь может выпасть в осадок, но этого можно избежать, добавив небольшую часть нашатырного спирта.

Какие масла и олифа подходят для дерева

Большая часть красок разводится на масле, которое бывает минерального, растительного и животного происхождения. К минеральным маслам относятся нефть, горный воск и др.

В малярном деле употребляются масло и олифу для дерева исключительно растительного происхождения, добываемые из семян различных растений и главным образом льняного семени. О том, какие подходят – можно узнать дальше в статье.

Растительные масла бывают очень разнообразны по своему составу и имеются в продаже в твердом (японский воск), густом (кокосовое масло) и в жидком состоянии (льняное масло).

Все растительные масла на воздухе, при продолжительном стоянии, окисляются, густеют и горкнут.

Жидкие и мажущие масла имеют свойство тягучести, затвердевают и способны образовать красивую эластичную, похожую на каучук массу.

Кроме того, растительные масла можно подразделить на высыхающие и не высыхающие. К первым относятся: льняное, ореховое, конопляное, маковое, подсолнечное и др.

Ко вторым: деревянное, оливковое, миндальное, рапсовое, сурепное, горчичное, буковое, касторовое и др.

Масло льняное добывается прессованием льняного семени. При холодном прессовании получается лучший сорт масла приятного запаха и светло-желтого цвета, что дает возможным употреблять его в пищу.

На маслобойных заводах, однако, холодное прессование считается невыгодным вследствие сравнительно малого выхода масла и заменяется горячим прессованием, причем полученный продукт будет более темного цвета с сильным запахом. Такое масло неочищенное идет почти исключительно для приготовления олифы (вареного масла).

Что касается качества масла, то оно зависит от способа приготовления и качества семени, из которого оно приготовлено.

Читайте также:  Обзор методов оксидирования стали

Так как льняное масло представляет продукт довольно ценный, то его часто подмешивают различными примесями, портящими его качество. Наиболее часто встречающейся примесью льняного масла является минеральное масло. Такая олифа обыкновенно сохнет плохо и дает отлип. Если на нее смотреть на просвет, то получится синеватый оттенок, что, однако, не всегда бывает заметно, ибо в последнее время как подмесь стали употреблять хорошо очищенное минеральное масло (бесцветное).

Из всех растительных масел льняное масло имеет самое широкое распространение в малярном деле, представляя лучший продукт для приготовления льняной олифы.

Масло конопляное получается из семян конопли также посредством прессования. Лучший сорт конопляного масла идет в пищу; другие же, низшие сорта темного цвета идут для приготовления олифы. Такая олифа густая, темного цвета, уступает по качеству и прочности льняной олифе.

Масло маковое получается из семян мака прессованием при обыкновенной температуре, или же при нагревании. В первом случае масло будет иметь светлый цвет, приятный вкус и потому такое масло обыкновенно употребляется в пищу. Во втором — темный цвет и горьковатый вкус вследствие обилия примесей делают такое масло пригодным только для технического употребления, как например, при составлении дорогих красящих веществ. Для обыкновенных малярных работ такое масло редко употребляется.

Масло подсолнечное добывается из семян подсолнечника, растущего почти повсеместно в России и засеваемого особенно много в Малороссии, южных губерниях и на Кавказе. Цвет масла золотисто-желтый, в свежем виде имеет приятный вкус и запах и охотно употребляется в пищу. Подсолнечное масло главным образом идет для приготовления светлой олифы, для разведения белых и светлых красок. Сохнет много медленнее льняного. При неумелом приготовлении такая олифа дает отлип и приобретает красный оттенок.

Что касается качества масла, то оно зависит от способа приготовления и качества семени, из которого оно приготовлено.

Рецепты Приготовления Грунта Левкас.

Грунт левкас, используется для выравнивания поверхности пористых материалов, которые хорошо впитывают влагу. К ним относятся: виды бумаги и картона, дерево и древесно-стружечные материалы, штукатурка, гипсокартон и прочее.

В левкас можно добавлять любую колеровочную пасту, предназначенную для водно-дисперсионных красок. При использовании этого грунта, поверхность не деформируется и не коробится. Данный вид грунтовки можно как преобрести в специализированном магазине, так и приготовить самим.

Сегодня, хотелось бы остановиться именно на грунте, изготовленном в домашних условиях.

Вот несколько рецептов:

Рецепт 1

Для приготовления левкаса в 0,5 л воды комнатной температуры кладут 50 г сухого желатина. Через 1 час, когда желатин“разбухнет”, его подогревают на водяной бане при температуре 60 – 65°C (небольше, в противном случае желатинпотеряет свою клейкость). В теплый (но не в горячий!) раствор клея через сито просеивают мел

3 части от объема жидкого клея. Аккуратно перемешать мел с клеем, стараясь не образовывать воздушные пузырьки в массе левкаса. Качество левкашения не будет высоким, если левкас несвежий, поэтому готовить его следует небольшими порциями, рассчитанными на 2—3 дня работы. По своей консистенции и составу левкасы отличаются крепостью (зависит от количества клея) и густотой (зависит от количества наполнителя). Для первых слоев покрытия приготовляют более крепкий левкас, а для последующих — менее крепкий, но более густой. В качестве пластификатора в левкас добавляют льняное масло (до 8% по объему). При золочении на полимент и на клей льняное масло в левкас не добавляют!

Рецепт 2

Берем желатин пищевой — 25г (это если желатин фирмы Аромикс, а если Мрия — 50 г), разбавляем в 0,5 л кипяченой и отстоянной воды. Размешиваем и оставляем на чаc набухать. Потом ставим левкас на водяную баню до образования однородной массы,без всяких желейных комков.Теплый желатин переливаем в 3 л банку. Мел
(дисперсный) берем в пропорции 1:1,7 (желатин:мел), понемногу добавляем в желатин и рукой переминаем в банке, до сметанной консистенции, чтоб не было комков. Эту смесь процеживаем через капроновый чулок, достаточно плотный.
Все комки и мусор остаются в чулке.первый слой наносим жидкий, кистью. Последующие слои наносим уже застывшим холодным левкасом. Рукой, ладонью прямо на доске разминаем левкас и растираем.

Рецепт 3

Возьмите 75 гр. желатина, 25 гр. мездрового клея, залейте 800 гр. холодной кипяченой воды. Оставить на 4-5 часов для набухания. Разбухший клей поставьте на паровую баню и сварите, периодически помешивая до появления пленки. Само собой, вода в “бане” не должна кипеть. Если клей плохого качества при варке будет выступать белая пена, ее нужно убрать. После появления пленки, предварительно просеянный через сито мел, засыпать небольшими порциями в клей, не снимая клей с огня. Засыпать мел можно столовой ложкой, стараясь попасть в центр варящейся массы. Клей не помешивать! Маленькие порции мела, засыпаемые в раствор, будут тонуть, образуя меловой конус. Когда вершина этого мелового конуса не будет больше осыпаться и будет возвышаться над поверхностью клея примерно на 3 см, левкас можно снять с огня, добавить еще 5-6 столовых ложек мела и перемешать. Должна получиться однородная масса без комков консистенции жидкой сметаны. В слегка остывшую теплую массу можно добавить 2 чайные ложки глицерина или
2 чайные ложки меда. Хорошо перемешать. Левкас можно теплым процедить сквозь ситечко. Если готовится чистовой левкас, в ситечко положить служенную вдвое марлю. Чистовой левкас используется для верхних слоев. Чистовой левкас можно получить, используя для его приготовления, мел «экстра». А так же его можно получить следующим способом: Приготовленный левкас из обычного мела оставить при комнатной температуре на 6-8 часов, затем поставить в холодильник. После того, как левкас остыл вытряхнуть его из емкости и разделить пополам. Более грубые частицы опустились вниз емкости. Это черновой левкас, используемый для первых 3-х слоев. Наверху остался тонкий мел, это
чистовой левкас, используемый для верхних слоев. Черновой левкас позволяет быстро набрать нужную толщину, если использовать только чистовой левкас, процесс левкашения займет очень много времени. Теплый левкас кистью (лучше
жесткой) тонким слоем нанести на сухую доску с паволокой. Втереть левкас, вбивая его кистью в паволоку. Дать высохнуть в течении 3-4 часов. На это время посуду с левкасом накрыть отжатым полотенцем и поставить в холодильник. Второй слой можно нанести более толстым слоем, если растрескается, не страшно. Второй и последующий слои наносят шпателем (резиновым или металлическим, кому как удобнее). Каждый слой должен просохнуть. Высыхая, левкас белеет. Левкас наносят равномерно по всей поверхности доски. Если имеются шероховатости и неровности, каждый последующий слой можно шлифовать наждачной бумагой. (Левкас, на время просушивания слоя убирать в холодильник,
накрывая влажной, хорошо отжатой тряпочкой. ) 5-6 верхних слоев наносят чистовым левкасом. После высыхания
последнего слоя окончательно заполировать левкас мелкой шкуркой. После шлифования протереть левкас чуть влажной тряпочкой, чтобы убрать меловую пыль.
Паволоку клея на мездровый клей. Лучше для нее использовать уже послужившую, но не ветхую льняную ткань. Она мягче. Если использовать хб, то такая паволока быстро разрушится. Клеить на мездровый клей 15%.

Рецепт 4

Приготовление клея: осетровый – 160гр.,а мездровый 170-180 гр. на литр воды. На один объем готового клея 3,5 – 4 объема мела,хорошо перемешать рукой. На 0,5 литра готовой массы 1 чайные ложки моющего ср-ва “Прогресс”и 4 стол.ложки льняной олифы,перемешиваете, 5-ю часть в холодильник,а в оставшиеся 4 части доливаете 3%(осетр) или 5%(мездр.),до густого кефира. Паволока клеится на тот-же клей. Сперва наносится жидкий левкас кистью, 6-8 слоев, а на след.день (если высох) густой левкас (котор.был в холод.)шпателем в притирочку 2-4 слоя Левкасить лучше с 2-х сторон,особенно большие доски. Тыльная сторона и торцы закрашиваются масляной краской и вощатся.

Рецепт 5

Готовим клей. Пачку пищевого желатина — 25 гр. надо замочить в стакане холодной воды не менее чем на 2 часа, лучше на ночь. Разбухший желатин помещаем в паровую баню, где он распускается до состояния однородного клея. Для пропитки доски разводим клей пополам с почти кипящей водой. Примерное соотношение клеевого раствора и мела:
Мел – 2, 75 гр. 10% раствор технического желатина – 200 мл. В чистую посуду насыпаем горкой мел, добавляем 1/4- 1/3 часть приготовленного клея с таким расчетом, чтобы полученная масса была консистенции пластилина. Добавляем
1/3 часть чайной ложки меда и разминаем руками в течение 10-15 минут. После этого разводим оставшийся горячий клей. Готовый левкас представляет собой раствор консистенции жидкой сметаны. Через 1-2 часа он застывает. Для хранения накрываем его сырой тряпочкой. Первый слой левкасного грунта наносится на доску в виде жидкой суспензии (напоминающей побелку), которая набеливается флейцевой кистью на поверхность поволоки. Первый слой грунта будучи жидким проникает в поволоку и прочно соединяется с основанием.После высыхания первого (набелЕнного) слоя грунта наносят последующие слои, но уже в виде густой массы, напоминающей густую сметану. Эту часть грунта наносят
эластичным шпателем.Все последующие слои левкаса наносят на полностью высохший твердеющий слой. Каждый
нанесенный слой левкасного грунта тщательно шлифуется, выравниваясь наждачной шкуркой на деревянной колодочке.
Левкасный грунт должен быть идеально ровным. Чтобы приблизиться к идеально ровному живописному слою, необходимо наносить несколько слоев грунта с последующим шлифованием их.

Рецепт 6

Для первого слоя в ведре воды проваривают килограмм столярного клея хорошего качества. В еще не остывший раствор примешивают до густоты шпаклевки толченый просеянный гипс. Для второго слоя варят в таком же ведре воды 200 граммов клея, который смешивают с гипсом и одной четвертой частью мела. Грунт для третьего слоя варится из 800 граммов клея на тоже количество воды, смешивается с равными частями гипса и мела, перемешивается до густоты шпаклевки. На доску грунт накладывается шпателем. После каждой шпаклевки грунт хорошо просушивается. Во время всего процесса грунтовки в помещении поддерживается температура от двадцати до двадцати пяти градусов, так как от неравномерной температуры грунт может потрескаться. После просушки последнего слоя грунт зачищается ровным бруском пемзы с водой, после чего он делается чистым и ровным.

Надеемся, что эта информация оказалась для Вас полезной!

Для приготовления левкаса в 0,5 л воды комнатной температуры кладут 50 г сухого желатина. Через 1 час, когда желатин“разбухнет”, его подогревают на водяной бане при температуре 60 – 65°C (небольше, в противном случае желатинпотеряет свою клейкость). В теплый (но не в горячий!) раствор клея через сито просеивают мел

Способы приготовления олифы своими руками

Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Журналы, книги, сборники
▪ Архив статей и поиск
▪ Схемы, сервис-мануалы
▪ Электронные справочники
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Голосования
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте

Справочник:
▪ Большая энциклопедия для детей и взрослых
▪ Биографии великих ученых
▪ Важнейшие научные открытия
▪ Детская научная лаборатория
▪ Должностные инструкции
▪ Домашняя мастерская
▪ Жизнь замечательных физиков
▪ Заводские технологии на дому
▪ Загадки, ребусы, вопросы с подвохом
▪ Инструменты и механизмы для сельского хозяйства
▪ Искусство аудио
▪ Искусство видео
▪ История техники, технологии, предметов вокруг нас
▪ И тут появился изобретатель (ТРИЗ)
▪ Конспекты лекций, шпаргалки
▪ Крылатые слова, фразеологизмы
▪ Личный транспорт: наземный, водный, воздушный
▪ Любителям путешествовать – советы туристу
▪ Моделирование
▪ Нормативная документация по охране труда
▪ Опыты по физике
▪ Опыты по химии
▪ Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД)
▪ Основы первой медицинской помощи (ОПМП)
▪ Охрана труда
▪ Радиоэлектроника и электротехника
▪ Строителю, домашнему мастеру
▪ Типовые инструкции по охране труда (ТОИ)
▪ Чудеса природы
▪ Шпионские штучки
▪ Электрик в доме
▪ Эффектные фокусы и их разгадки

Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

Бесплатный архив статей
(200000 статей в Архиве)

Алфавитный указатель статей в книгах и журналах

Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Карта сайта

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение:
Михаил Булах

Программирование:
Данил Мончукин

Маркетинг:
Татьяна Анастасьева

Перевод:
Наталья Кузнецова

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua


сделано в Украине

Варка олифы

Олифы представляют собой препарированные соответствующим способом высыхающие растительные масла. Для изготовления их применяется преимущественно льняное масло, так как оно обладает способностью быстро высыхать и дает олифу высокого качества. Применяется также маковое масло, конопляное масло ореховое и др. Ввиду дороговизны и недостатка растительных масел последние частично заменяют минеральными маслами или смоляными маслами, но такие олифы по качеству, естественно, уступают натуральным.

Приготовление олиф преследует цель увеличить высыхающую способность масла.

Было давно замечено, что при нагревании масел прибавление особых веществ, называемых сиккативами, а также при продувке нагретого масла воздухом его высыхающая способность сильно повышается.

Различают два способа приготовления олиф: горячий способ и холодный. Горячий способ заключается в нагревании масла при температуре от 200 до 280° с прибавлением различных окислов металлов. При холодном способе работа ведется при более низких температурах – от 120 до 150°.

Олифу варят в изолированном несгораемом помещении, так как при неосторожном обращении она может воспламениться и послужить причиной пожара. Нужно также иметь в виду, что тряпки, пропитанные олифой, легко могут самовоспламениться.

Для варки олиф весьма удобен котел, из листового железа. Верхняя часть котла окружена железным кольцом, к которому прикреплена цепь, позволяющая рабочему быстро поднять котел из огня. В помещении над котлом устраивается тяга для удаления вредных паров, образующихся при варке олифы. Для удобства котел снабжают специальным приспособлением, которое позволяет перемешивать массу во время варки. Можно также пользоваться простыми котлами, вделанными в печку.

Масло перед варкою нужно очистить от примесей путем продолжительного отстаивания. Котел наполняют маслом на 3/5 его объема. Вначале при нагревании масло выделяет водяной пар: при 110-120° наступает полное испарение воды. Желтое красящее вещество сгорает при 150°, и при дальнейшем нагревании масло принимает светлую окраску. При употреблении свежих масел пена образуется уже при 80°. В этом случае температуру следует очень медленно повышать, чтобы вода постепенно выпарилась и исчезла пена.

Обыкновенно при температуре 170-175° пена уменьшается. Если при этой температуре пена не исчезнет, то масло нагревают при той же температуре до исчезновения пены. Чтобы получить светлое бесценное масло, приходится нагревать масло примерно в течение 3-5 часов. Приблизительно при 170° нагревание прерывается, и к маслу прибавляют небольшими порциями сиккатив.

Так как масло при каждой добавке сильно пенится, то работу следует вести весьма осторожно. Далее масло нагревают еще некоторое время, а затем охлаждают. Нагревание с сиккативами ведется до сравнительно высокой температуры: в 230-260°. Для определения этой температуры пользуются термометрами, но так как такие термометры дороги, то некоторые практики пользуются гусиным пером и поступают так: опускают перо в масло и смотрят, начинает ли оно свертывать свои бородки. По этим свертываниям (съеживаниям) можно судить о температуре масла, так как свертывание бородок лежит между 250 и 270°.

Чтобы укротить пену, рекомендуется влить часть готовой холодной олифы, которая должна быть под рукой (сырое масло никоим образом подливать нельзя). Хорошая олифа получается при продувке горячего масла воздухом, но этот способ сложный и для кустаря трудно применим.

Автор: Королев В.А.

Смотрите другие статьи раздела Заводские технологии на дому – простые рецепты.

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Алфавитный указатель статей в книгах и журналах

Способы приготовления олифы своими руками

Олифа (масло) активно применяется при проведении работ по отделке как грунт или разбавитель краски. Если по каким, либо причинам под рукой нет олифы фабричного изготовления, данный продукт можно сделать собственными руками в бытовых условиях. Выполняется данный продукт из растительного жира, в основном, идет речь о льняном или подсолнечном маслице.

Необходимо обратить свое внимание! Олифа — пожароопасное вещество, благодаря этому не надо наливать очень много масла в емкость. Нужно только заполнить половину сосуда.

Олифа из льняного масла

Раньше олифу изготавливали при помощи варки и использовали для этого исключительно льняное масло.

Для приготовления классической олифы понадобится:

• любой металлический сосуд (тарелка, тазик, ковшик, кастрюля);

• нагревательный прибор (керосинка, газовая или электрическая плита);

Во время приготовления льняной олифы следует помнить, что масло может воспламениться, поэтому не стоит наливать его слишком много – достаточно 3/6 от общего объема.

Налейте масло в железную емкость и нагрейте на медленном огне. Сперва будет видно, как масло выделило воду. Это происходит, когда его температура не достигла 110 градусов. После этого вода начинает испаряться. Следите, чтобы температура нагрева не превышала 160 градусов.

Льняное масло должно томиться на медленном огне при температуре не выше 160С около 4 часов. Когда вся вода испарится и перестанет образовываться пена, можно добавлять сиккатив из расчета 30-40 г/1 л масла. При введении сиккатива образуется много пены, поэтому делать это надо максимально медленно и осторожно. После этого поварить смесь несколько минут на слабом огне и оставить охлаждаться при комнатной температуре.

Сиккатив или резинат марганца – это особе вспомогательное вещество, которое способствует скорейшему высыханию олифы. Он также присутствует и в масляных красках, выполняя ту же функцию.

Чтобы приготовить сиккатив, необходимо смешать канифоль и перекиси марганца из расчета 100:5. Сперва 100 частей канифоли надо расплавить в отдельной емкости при 150С, после чего постепенно добавить 5 частей марганцевой перекиси. Учтите, что смесь будет сильно пениться, поэтому каждую часть марганца следует добавлять по мере убывания пены. Когда все ингредиенты смешаны, увеличить температуру до 200С и варить 3 часа. Проверить готовность сиккатива можно, капнув им на стекло – если капля прозрачная, процесс завершен.

  1. Заполните железную емкость маслом на 3/5 объема и поставьте на медленный огонь.
  2. Когда температура достигнет 110-120 градусов, начнется выделение пены и обезвоживание.
  3. Греть масло, поддерживая температуру до 170 градусов 3-5 часов.
  4. Когда вода полностью испарится, увеличить температуру до 280С. Станет видно, как из него выделяются отчетливые темные хлопья.
  5. Остудить масло и процедить через фильтр (марля, войлок). Основа для приготовления олифы готова.

Приготовление олифы и красок

После нанесения на икону красочного слоя ее покрывали олифой. Но для этого олифу нужно сначала приготовить. Делалось это так. Чистое льняное масло хорошо проваривалось на костре, а затем не менее полугода томилось на горячей печи в тщательно закупоренных сосудах. За время томления варе

ное масло отстаивалось и превращалось в прозрачную жидкость, которую сливали в чистую посуду. Перед покрытием ее разогревали до 60°С.

На красочный слой олифа наливалась ложкой. Затем икону укладывали на горизонтальную плоскость (стол, полку). Это делалось для того, чтобы олифа пропитала краску. Через некоторое время олифу начинали разгонять ребром ладони, одновременно втирая во внутрь краски. Разгонять таким образом олифу приходилось несколько раз, пока пленка окончательно не затвердевала. Этому должны были способствовать повышенная температура помещения († 30°С) и сухость воздуха.

При разравнивании олифа издавала звук вроде свиста. Поэтому старые мастера говорили, что икону нужно «пофикать».

Олифа, засыхая, образовывала чистую и зеркальную поверхность.

Для того чтобы выполнить иконную живопись, необходимо иметь определенный набор припасов и инструментов.

Большое значение в успехе работы над иконой играли пигменты, из которых изготовляли необходимые краски. Кстати, надо различать: пигменты – это сухие, порошкообразные вещества; краска – пигмент, растертый на связующем материале, а колер – смесь различных красок, дающих определенный тон и цвет. В старые времена широко употреблялись такие ныне забытые пигменты, как аурипигмент (желтый цвет), реальгар (красный цвет), глауконит (зеленый цвет), аузурит (голубой цвет) и так далее.

В наши дни в иконописи рекомендуется применять следующие пигменты:

1. Белила свинцовые или цинковые

2. Крон желтый или палевый

3. Охра светлая

4. Охра темная

5. Кадмий оранжевый

6. Киноварь ртутная

7. Кармин или краплак

8. Сиена жженая

9. Умбра жженая

10.Зелень темная, травяная

11.Зелень изумрудная

12. Кобальт синий, светлый

13.Ультрамарин

14.Сажа газовая или кость жженая.

В данном случае приведен перечень самых необходимых красителей, но, по возможности, желательно в дополнение к ним иметь и другие пигменты, такие, как, например, сиену натуральную, умбру натуральную, индиго, шафран и другие.

Имея даже минимальный набор пигментов, можно приступить к приготовлению красок. Этот процесс старые мастера называли «творением красок». Для того чтобы встворить краски, необходимо из желтка куриного яйца приготовить связующее вещество.

Для этого яйцо разбивают с тупого конца и проделывают аккуратное (без зазубрин) отверстие. Осторожно, покручивая скорлупу, выливают белок в ведро, а оставшийся желток вываливают на левую ладонь и начинают перекаты

вать его с ладони на ладонь. При этом желток полностью очищается от белка. Ладони вытирают чистой тряпкой. Затем прорвав пленку на желтке, его содержимое выливают в чистый стакан. Желток разбавляют уксусом. Уксуса наливают одну скорлупу, если желток зимний (бледно-желтого цвета), и полторы скорлупки, если желток летний (ярко-оранжевого цвета).

Приготовленная таким образом жидкость является растворителем сухих пигментов, и ее принято называть «эмульсией». Как говорят старые иконописцы, яичный желток служит в данном случае связующим веществом, а уксус, с одной стороны, позволяет сохранять эмульсию в рабочем состоянии (яйцо является хорошей средой для размножения микробов, и поэтому оно быстро портится – протухает), с другой – он способствует быстрому превращению пигмента в тонкодисперсную массу. Н старые времена в качестве компонента эмульсии вместо уксуса с успехом использовали хлебный квас, который обладает такими же свойствами, что и уксус, но краски, приготовленные на квасе, ложатся мягче и красочный слой при этом получается звучнее.

Творение красок в прежние времена производили в деревянных ложках с отрезанными черенками. В настоящее время для этого применяют специальные баночки, выточенные токарным способом из деревянных заготовок, имеющих неярко выраженную структуру (из липы, березы, яблони, груши). Чтобы баночки служили долгие годы, их необходимо пропитать горячей олифой и тщательно просушить.

Хранить баночки с красками удобно в деревянном ящичке с крышкой. Баночки устанавливаются в нем по пять штук в три ряда. В таком ящичке помещается 15 баночек, которых вполне хватает, чтобы вести качественную живопись.

Чтобы встворить краски, сухой пигмент насыпают в баночки, добавляют необходимое количество эмульсии и указательным пальцем правой руки все перемешивают и перетирают до состояния жидкой сметаны. К сожалению, не все пигменты удается перетереть пальцем до необходимой тонкости. Некоторые из них можно растереть впрок на каменной плите. При этом пигмент перетирается на воде. Перетертую краску помещают в засушенном виде в стеклянную баночку и хранят столько времени, сколько это необходимо.

Для удобства при работе и с целью сохранения красочного слоя применяют так называемый «подручник», то есть устройство в виде досочки на подставках по концам (в виде скамеечки).

Писание икон способно доставлять большое эстетическое наслаждение. Когда из-под кисти постепенно возникает образ того или иного святого, к мастеру приходит тихая радость. Безусловно, испытать такое захочется многим юным художникам. Но без определенных знаний, умений и навыков сделать это весьма трудно. Конечно, лучше всего пройти обучение у мастеров, имеющих большой опыт иконописания. Но не всегда это удается сделать. В этом случае мы предлагаем юному художнику, опираясь на сведения, приведенные в данной статье, на материал других литературных источников, начать копировать иконы самостоятельно.

Позвольте сделать еще несколько практических советов.

Начинающему иконописцу не следует брать цвета произвольно или с цветных репродукций. Лучше всего для копии иметь подлинную икону. Конечно, стоит постараться найти образец хорошего качества, которому при копировании нужно следовать неукоснительно. Тогда перед вами откроется красота работы старых мастеров. Их глубинное понимание гармонии линии и цвета.

Мы не советуем начинающему иконописцу в начале своего творческого пути применять при копировании золото. Не имея на то соответствующего опыта, ему не удастся качественно положить листочки на левкас. Не удастся также хорошо встворить его для нанесения пробелов. Лучше это дело отложить на более поздний срок. Надо попытаться перенять умение пользоваться золотом у какого-либо старого мастера, имеющего в этом деле опыт. Ведь использование золота весьма дорогое удовольствие, и опыты, проводимые с ним, не всегда может позволить финансовое положение художника.

А в остальном. надо смело приступать к освоению техники яичной темперы, и чем раньше это будет сделано, тем лучше. «Дорогу осилит идущий», успеха тебе, юный иконописец!

11.Зелень изумрудная

Льняная олифа

В старину изготовление олифы производили методом варки льняного масла, получалась олифа льняная. Для этого пригодна любая металлическая посуда и любой способ нагрева — газовая плита, керосинка. Льняное масло может воспламеняться, как вообще любое масло, поэтому при работе с ним следует соблюдать осторожность: заполнять сосуд маслом не более чем на половину объема и нагревать медленно.

Сначала масло выделяет воду (ее выделение прекращается только при 110— 120° С) , образуется пена, особенно если брать свежее льняное масло. Нужно следить, чтобы масло не поднималось выше 160° С. Через 3— 5 часов нагрева льняное масло полностью обезводится, и пена в нем больше образовываться не будет.

Тогда к нему можно начинать добавлять сиккатив (от лат. siccativus — высушивающий) — особые вспомогательные вещества, которые вводятся в масляные краски для ускорения процесса высыхания. В льняное масло сиккатив вводят, чтобы олифа быстрее высыхала.

Добавляют сиккатив по 30—40 г на каждый литр нагретого масла. Введение добавки бурно вспенивает массу, вводить сиккатив надо очень осторожно!, небольшими порциями. Готовую смесь греют еще несколько минут, а потом охлаждают.

Добавляют сиккатив по 30—40 г на каждый литр нагретого масла. Введение добавки бурно вспенивает массу, вводить сиккатив надо очень осторожно!, небольшими порциями. Готовую смесь греют еще несколько минут, а потом охлаждают.

Ссылка на основную публикацию