Свойства, назначение и методы нанесения битумного лака марки БТ-577

Лак БТ-577

БТ-577 – это лак, в основе которого смесь нефтяного битума с органическими растворителями (смесь уайт-спирита, сольвента в соотношении 1:2), синтетические добавки, сиккатив. Лакокрасочный материал используют для создания защитного покрытия на металле. Также битумный лак БТ-577 применяется в качестве основы для производства алюминиевой краски (серебрянки) БТ-177.

Данный лакокрасочный материал может быть применим в машиностроении, строительстве и других отраслях народного хозяйства. Битумный лак БТ-577 эффективно защищает металл от ржавления, иными словами коррозии, при транспортировке и непродолжительном хранении. Прекрасно подходит для временной защиты изделий.

После нанесения битумного лака формируется глянцевая ровная пленка, однородная без механических включений, морщин, оспин и других дефектов.

Цвет битумного лака БТ-577 – черный, оттенок ГОСТом не регламентируется.

Технология изготовления лака включает в себя четыре этапа:

– приготовление лаковой основы;

– приготовление непосредственно самого лака;

– типизация в смесителе;

– очистка в центрифуге, фильтрация и разлив в тару.

Основа для битумного лака БТ-577 готовится в реакторе, оснащенном системой продувки состава воздухом (барботером) и пропеллерной мешалкой. В установку, строго соблюдая последовательность и пропорции, загружают нефтяной битум, асфальтит, препарированное масло льна (количество – около 5%). Массу расплавляют при температуре около 120?С, затем подогревают до 280 °С и выдерживают, пока проба на стекле не засвидетельствует однородность сплава. Продувка воздухом способствует окислению смеси и ее охлаждению до температуры 105 – 115 °С. Далее лак перекачивают в смеситель, где он тщательно перемешивается и при помощи разбавителя доводится до требуемой вязкости (по ВЗ-4 не менее 18с).

Для нанесения лака БТ-577 применяется кисть, валик или краскораспылитель. В промышленных условиях окраска может производиться методом окунания в ванну с лакокрасочным материалом. В особенности это относится к мелкогабаритным деталям и металлическим конструкциям. Перед нанесением лак БТ-577 разбавляется до необходимой консистенции с помощью уайт-спирита или нефраса. Можно также использовать сольвент, скипидар или их смесь.

При покраске расход лака БТ-577 составляет 100-200 грамм на один метр квадратный поверхности, при этом рекомендованное количество слоев – 1-2. Продолжительность высыхания однослойного защитного покрытия при комнатной температуре (+20 градусов по Цельсию) – 24 часа. Если же использовать метод горячей сушки, при котором температура составляет не менее 100 градусов, время высыхания до третьей степени твердости уменьшается до двадцати минут – получаса.

Исходя из технических характеристик битумного лака БТ-577, можно судить о специальных свойствах данного лакокрасочного материала. Состав наносят на металлическую поверхность без предварительной обработки грунтовочными ЛКМ. Защитная пленка прочно держится на металле благодаря хорошей адгезии материала к основе. Данный ЛКМ обеспечивает эффективную временную защиту от коррозии в умеренном климате, как внутри помещений, так и снаружи.

В состав битумного лака БТ-577 входит около 39% нелетучих компонентов (массовая их доля). Защитная пленка характеризуется достаточно хорошей термостойкостью (выдерживает до 200 °С), эластичность – не более 1 мм. Лакокрасочное покрытие устойчиво к непродолжительному воздействию растворов минеральных солей. При температуре окружающей среды около 20 °С защитные слой выдерживает не менее 48 часов статического воздействия воды.

При работе с лаком БТ-577 важно помнить о мерах предосторожности, поскольку такой раствор пожароопасен, токсичен. Окраска должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе, исключая наличие открытого огня или возможности его возникновения. В случае пожара средствами тушения могут выступать: пена, песок, углекислый газ, кошма или вода в тонкораспыленном состоянии.

Для защиты кожи красящему стоит надеть спецодежду и защитные перчатки. Не лишним будет применение очков, маски-респиратора.

Производители битумного лака марки 577 гарантируют его качество в течение шести месяцев с даты производства при условии правильного хранения, то есть в закрытой герметичной таре в темном, прохладном месте.

Битумный лак БТ-577 изготавливается в соответствии ГОСТ 5631-79.

Технология изготовления лака включает в себя четыре этапа:

БТ-123

Данный материал также используется для нанесения на любые виды поверхностей для их защиты. В составе имеются разбавители, битум, а также компоненты, улучшающие свойства. После нанесения лака на покрытие получается черная поверхность с глянцевым блеском.

  • В качестве клеящего состава в производстве микаленты.
  • В электрических моторах для обработки обмоток.
  • В электротехнической сфере для защиты основных деталей и узлов.
  • На строительстве в целях защиты труб, расположенных под землей, а также для дерева. Нередко битумные лаки применяют для проведения гидроизоляции самых разных конструкций.
  • На производстве аккумуляторов при помощи битумных ЛКМ защищают основные узлы АКБ от воздействия серной кислоты.
  • Для покрытия химических приборов, а также металлоконструкций.
  • В кровельных работах для склеивания.
  • Для состаривания декоративных поделок в технике декупаж.

БТ-577

Для изготовления этой марки лака применяется битум, смешанный с бензолом, с добавлением сероуглерода, хлороформов и прочих растворителей органического происхождения. Смесь обогащают веществами-модификаторами в виде полистирола, эпоксидных смол, синтетического каучука, крошки резины и прочих. Подобные включения повышают такие качества продукта, как упругость и способность к растяжимости. В эту массу включают и компоненты, ускоряющие процесс сушки и застывания: воск, масла растительной природы, смолы и иные сиккативы.

Достойные электроизоляционные свойства также демонстрирует лак этой марки. Его применяют для обработки электромоторов и как противокоррозионное покрытие для других вещей.

Натуральные и не настоящие смолы

Если лак сделан на основе мягких смол, то он будет менее устойчивым к влиянию, чем средства, в их основе употреблены твёрдые смолы. Намного более низкокачественный состав – это средство с канифолью, которая растворена в льняной олифе. Такое вещество быстро темнеет и через чур рано подчиняется выветриванию.

Намного надежным считается вариант из этерифицированной канифоли и полимеризованного масла. Комбинирование деревянного лака и канифоли дает возможность получить быстросохнущие составы с высокой устойчивостью к очень высокой влажности. Однако данный лак теряет собственную притягательность намного быстрее, чем средства с полимеризованным маслом на льняной основе.

Если в составе лака есть льняное масло — это гарантия, что изделие не потеряет собственный красивый вид долгое время

Самыми популярными из них являются на сегодняшний день терпентин, лаковый бензин (или уайт-спирит) и сольвентнафт. Самый не лучший вариант – это лаковый бензин, ведь его применение повлечет за собой выделение смолы из раствора в виде мути или загрязненного осадка. По завершению, это проявляется на качестве покрытия.

Достоинства лаковых смесей, основанных на олифе

Эти лакокрасочные материалы очень популярны сегодня, они используются для нанесения на полы, мебель, и другие изделия. Лаковые смеси на основе олифы имеют следующие преимущества:

  • отличаются экологической чистотой и безопасностью для человека;
  • являются влаго-, и паропроницаемыми, позволяют дереву “дышать”;
  • стоят сравнительно недорого;
  • имеют повсеместную распространенность;
  • очень просто и легко наносятся;
  • предоставляют высокий показатель защиты древесине.
Читайте также:  Как выбрать тонировочный лак?

Первым делом нужно внимательно прочитать инструкцию, приведенную на емкости с лаковым раствором. Перед его использованием, скорее всего, нужно разбавить при помощи скипидара, так как во время хранения раствор может сильно загустеть. После разбавления лаковая смесь хорошо ложится на поверхность.

Фисташковый

Лак для работ, выполненных в сухой технике – акварель, пастель, уголь, сангина, карандаш. Придает красочному слою яркость и насыщенность и защищает от воздействия пыли и влаги. Покрытую таким лаком акварельную работу на бумаге, можно спокойно протирать влажной тряпочкой, чтобы убрать слой пыли, например.

Картины, написанные маслом, художники, как правило, могут покрывать лаком несколько раз, на разных этапах работы. Так, пока вы только создаете будущий шедевр, в краску можно добавить даммарный лак, чтобы придать ей яркости.

2. Покрывные (финишные) лаки

Эти лаки применяются для покрытия законченных произведений с целью защиты. А так же для придания равномерного блеска красочному слою, который после высыхания может местами прожухнуть (стать матовым). Для яркости и глубины красок.

Важно помнить, что картину написанную маслом следует покрывать после полного высыхания, а это примерно 1-2 года.

Сейчас, правда, на рынке появился американский лак фирмы «Gamblin», сделанный по новой технологии, которая позволяет покрывать картину сразу после того, как краска схватится на холсте. Очень удобно, но веками пока этот лак не проверен.

Так же все лаки имеют свой предел изнашиваемости, со временем они могут темнеть и желтеть. Тогда картина требует перепокрытия лакового слоя (это может наступить и через 15 лет, и через 30, и через 100 лет. Зависит это от многих факторов, но если картина написана технически правильно, качественными материалами и условия хранения соблюдены, то лак может сохранить свой блеск и прозрачность даже через 100 лет.

Важно помнить, что картину написанную маслом следует покрывать после полного высыхания, а это примерно 1-2 года.

Особенности лака на основе масла

Сегодня на полках строительных магазинов встречается довольно большое разнообразие лаков для деревянных полов или мебели. Одним из наиболее распространенных средств является мас­ляный лак.

Отличительной особенностью таких товаров является то, что в них входят смолы, которые при нагреве растворяются в маслах растительного происхождения. Подобное вещество демонстрируют высокую водо- и светостойкость и образует пленку с отменной способностью блестеть.

Покрыть древесину лаком на основе масла — это хорошая защита изделия от прямых солнечных лучей (выцветания)

Сегодня такой состав активно используется для защиты дерева от внешних факторов окружающей среды. Ведь деревянные постройки, полы, мебель и другие предметы интерьера со временем разрушаются под воздействием солнечных лучей, повышенной влажности, насекомых и иных негативных факторов. Чтобы свести на нет такое влияние, дерево покрывают лаком на основе масла.

Отличительной особенностью таких товаров является то, что в них входят смолы, которые при нагреве растворяются в маслах растительного происхождения. Подобное вещество демонстрируют высокую водо- и светостойкость и образует пленку с отменной способностью блестеть.

Почему необходимо покрывать масляную живопись лаком?

Масляную живопись просто необходимо покрывать лаком чтобы придать краскам изначальную звучность и глубину, убрав пожухлые места, а также чтобы защитить хрупкий слой краски от:

  • вредных химических веществ и газов в воздухе (сероводород, табачный дым), от которых краски темнеют с годами;
  • солнечного излучения, предотвращая выцветание;
  • пыли и грязи;
  • механических воздействий (мелких царапин и потёртостей).

Таким образом покрывной лак выравнивает блеск работы, придаёт глянец, а также выявляет цвет, краски становятся ярче и глубже.



Масляную живопись просто необходимо покрывать лаком чтобы придать краскам изначальную звучность и глубину, убрав пожухлые места, а также чтобы защитить хрупкий слой краски от:

Характеристики и правила нанесение лаков НЦ, ПФ, ХВ

Лаки — это растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях, создающие после высыхания твердую прозрачную однородную пленку. Они имеют разные названия и назначения. Лаки водоустойчивы и по составу гуще большинства красок. При помощи лака получается прозрачная вязкая отделка на деревянных поверхностях. Лак высыхает за сутки, но второй слой можно наносить уже через 6 — 8 часов.

В порядке возрастания прочности лаки делятся на следующие типы: алкидный и фенольный, полиуретановый, эпоксидный и уретановый — вулканизированный влагой. Самыми прочными считаются высокоглянцевые виды лаков, но хорошую защиту обеспечивают и лаки «атласный блеск», «яичная скорлупа». Амидные и фенольные лаки делаются на алкидной и фенольной смоле. Они дают теплые тона.

Эпоксидные лаки можно наносить на непористые поверхности , например на керамическую плитку и на чистое и крашеное дерево. Полиуретановые и эпоксидные лаки продаются в одиночных или двойных упаковках. Наиболее прочна смесь из двух частей. Вулканизированный уретан считается самым крепким из всех лаков, используемых для внутренних работ. Им можно красить керамическую плитку, дерево и другие поверхности. Правда, этот лак достаточно дорог и требует для схватывания определенных температурных условий.

В порядке возрастания прочности лаки делятся на следующие типы: алкидный и фенольный, полиуретановый, эпоксидный и уретановый — вулканизированный влагой. Самыми прочными считаются высокоглянцевые виды лаков, но хорошую защиту обеспечивают и лаки «атласный блеск», «яичная скорлупа». Амидные и фенольные лаки делаются на алкидной и фенольной смоле. Они дают теплые тона.

Виды и характеристики лака для дерева

С давних времен древесину успешно применяют в строительных работах, изготовлении мебели, внутренней и наружной отделке зданий. Материал отличается долговечностью, экологической чистотой и удобством в эксплуатации, но чтобы он прослужил много лет и не потерял свой привлекательный вид, для его обработки используются лаки для дерева, которые защищают поверхность от истирания, а также позволяют оставить открытой красивую текстуру древесного рисунка.

С давних времен древесину успешно применяют в строительных работах, изготовлении мебели, внутренней и наружной отделке зданий. Материал отличается долговечностью, экологической чистотой и удобством в эксплуатации, но чтобы он прослужил много лет и не потерял свой привлекательный вид, для его обработки используются лаки для дерева, которые защищают поверхность от истирания, а также позволяют оставить открытой красивую текстуру древесного рисунка.

Алкидный лак

Ещё одной разновидностью лака является алкидный лак. Из-за высокого уровня прилипания его можно использовать с целью склеивания поверхностей. В результате его применения образуется слой, который характеризуется высокой твёрдостью, прозрачностью, долговечностью, повышенной влагостойкостью. Использовать его можно как при проведении работ внутри помещения, так и для наружных работ. По составу алкидный лак напоминает масляный. У обоих для основы применяются органические растворители и природные или синтетические смолы. Преимуществом можно назвать более низкую стоимость по сравнению с масляным. Отличить алкидный лак можно по маркированию буквами ГФ.

Читайте также:  Можно ли жидкие обои покрывать лаком?

Преимуществами масляного лака является образование поверхностей с высокой степенью износостойкости, повышенной прочности и твёрдости. К недостаткам можно отнести длительный срок высыхания, пониженную атмосферную стойкость, повышенную цену. Рекомендуется для использования при проведении внутренних, реставрационных, а также живописных работ. Если позволяют средства при проведении ремонта или строительстве нового жилья использование масляного лака оптимально обработки паркетного покрытия.

Масляные лаки. Состав. Применение

Что подразумевают под масляными лаками?

Масляными лаками называют растворы, совмещающие в себе растительные масла или природные и синтетические смолы в органических растворителях. Приготовление масляных лаков осуществляется на основе рафинированных и полимеризованных до заданной вязкости масел, которые имеют высокую способность высыхать. Из природных смол для их производства пользуются канифолью. Гораздо реже янтарем, копалами. Из синтетических применяют фенолоальдегидные смолы, различные продукты их модификации и другие. Часть масляных лаков готовят с использованием природных и искусственных битумов. В качестве растворителей масляных лаков успешно применяют такие продукты, как: уайт-спирит, сольвент-нафта, бензин, скипидар, ксилол. Помимо основных компонентов, масляные лаки содержат ускорители высыхания (сиккативы) – соли кобальта, марганца, свинца. Кроме них в состав входят некоторые другие вспомогательные добавки.

Масляные лаки более водостойки и светостойки. Они образуют на покрываемой поверхности плёнки с хорошим блеском, но сохнут медленно (от 24 до 48часов).

Как получают масляные лаки?

Есть несколько способов получения масляных лаков. Иногда для их получения плавят смолу, добавляя в эту массу масло и уваривая ее до необходимой степени вязкости. В другом случае смолу выливают в разогретое масло. И в том и в другом случае получается лаковая основа, в которую затем добавляют растворитель и сиккатив.

Типы масляных лаков

Масляные лаки по своему содержанию можно разделить на: тощие (с содержанием 0,5-1,5 части масла на 1 часть смолы), средние (в которых содержится 1,5-2,5 части масла), жирные (2,5-5,0 частей масла).

Как наносят масляные лаки на поверхность?

Масляные лаки можно наносить на нужную вам поверхность всеми теми способами, которые обычно используют для того, чтобы получить лакокрасочное покрытие.

Тощие масляные лаки характеризуются как менее стойкие к атмосферным воздействиям, но зато с их помощью можно получить более твердые и блестящие пленки на необходимой поверхности. При обработке поверхностей жирными масляными лаками, после высыхания образуются высокоэластичные и очень устойчивые к атмосфере пленки.

Что можно покрывать масляными лаками?

Масляные лаки используют для покрытия ими металлических, древесных поверхностей. С его помощью производят пропитку обмотки электрического оборудования. Их используют в качестве связующего вещества для образования цветных лакокрасочных материалов, таких как: грунтовки, шпатлевки, эмалевые краски или масляных эмалей. Масляные эмали применяют для образования покрытий стойких к атмосферному воздействию, для защиты металлов от коррозии, а также и для прочих вещей.

Масляные лаки пользуются особенной популярностью у обработчиков древесины. Если домашний мастер захочет, чтобы его рамка обладала блеском, то в этом ему “помогут” именно масляные лаки. Масляные лаки наносятся на поверхность древесины в несколько слоев.

Как правило, лаки дают твердые прозрачные пленки желтоватого цвета. Вследствие низкой атмосферостойкости покрытий масляные лаки применяются для лакирования изделий, эксплуатируемых внутри помещений, например для придания блеска изношенным покрытиям деревянных полов.

Несмотря на то, что масляные лаки являются лучшими из всех лаков как по красоте, так и по прочности, постепенно они вытесняются из употребления алкидными лаками. В таких лаках содержится меньше масла и покрытия, образуемые такими лаками покрытия, характеризуются более высокими эксплуатационными свойствами.

Типы масляных лаков

Растворитель

Для красок на масляной основе используется растворитель №647. Маркировка его может быть разной, все зависит от компонентов, которые входят в состав вещества. Единственное, что нужно знать – растворитель №646 не подходит, ввиду содержания ацетона.

Разбавлять веществом лакокрасочные материалы нелегко, ведь если влить много состава, то свойства краски ухудшатся. Вот почему подобные растворители не так популярны.

Инструкция по разведению:

Масляные лаки

Масляный лак можно характеризовать как бесцветную прозрачную печатную масляную краску. По своему составу он близок к офсетным печатным краскам. Этот лак также содержит алкидные смолы, растительные и минеральные масла, различные вспомогательные вещества (воски, сиккативы и др.). Различие лишь в том, что масляный лак, в отличие от печатных красок, не содержит пигмента, т. е. в основном представляет собой связующее печатных красок. Поэтому его часто называют офсетный или печатный лак [1,24].

Масляные лаки используют для:

  • • повышения степени глянца печатных красок (глянцевые лаки) до 40—50 %;
  • • достижения эффекта матирования (матовые и шелковистые лаки);
  • • повышения стойкости оттисков к истиранию (защитные лаки).

Масляные лаки нельзя применять при производстве пищевой упаковки. При сушке оттисков образуются продукты распада, которые могут изменить вкус и запах продукта, содержащегося в упаковке, и сделать его непригодным к употреблению.

Используемые в лаке смолы влияют на матовость или глянец оттисков, на их стойкость к истиранию. Минеральные и растительные масла оказывают влияние на впитываемость и скорость сушки оттисков. Сиккативы и растительные масла определяют механизм закрепления лака окислительной полимеризацией. Воск повышает прочность лаковой пленки к истиранию.

В масляном лаке процентное содержание твердого вещества составляет 60—85 %. Расход масляного лака, как и красок, зависит от покрываемой площади на оттиске. Оптимальное количество наносимого лака не превышает 2 г/м 2 .

В отличие от печатных масляных красок офсетные лаки должны образовывать абсолютно прозрачную пленку. Масляные лаки поставляются в банке уже готовыми к применению. Они имеют желтоватый оттенок. В случае необходимости их свойства корректируют такими же вспомогательными веществами, что и печатные масляные краски.

Масляные лаки применяют как для сплошного, так и для выборочного лакирования. Выборочное лакирование осуществляется при помощи офсетного печатного аппарата.

Механизм закрепления масляного лака, как и у масляных печатных красок, бывает двух видов: физический — впитывание и химический — окислительная полимеризация. В процессе закрепления печатных масляных лаков комбинируются высыхание и отверждение. Высыхание происходит прежде всего за счет впитывания связующего вещества в поверхностный слой, что не играет большой роли для мелованных бумаг и картонов.

При лакировании методом «сырое по сырому» печатный офсетный лак впитывается сначала в красочные слои так, что лак уже на стапеле приемки хорошо закрепляется на сырой краске.

Наибольшее влияние на образование пленки оказывает оксида- тивное высыхание. Точнее, речь идет о химическом отверждении (окислительная полимеризация) посредством так называемого мостового соединения с кислородом. Между молекулами связующего средства — минерального или растительного масла — наращиваются поддерживающие реакцию ионы оксида. Высыхание лака происходит вследствие расщепления молекул кислорода, содержащегося в воздухе.

Читайте также:  Как выбрать лак для паркета?

Термин «окислительная полимеризация» появился, когда было установлено, что растительное масло при нанесении его тонким слоем на поверхность оттиска в естественных условиях самопроизвольно переходит из жидкого состояния в твердое. В данном случае речь идет о химическом взаимодействии масляных пленкообра- зователей с кислородом воздуха, что в конечном счете приводит к образованию трехмерной пленки. Такой процесс особенно четко прослеживается у так называемых высыхающих масел, имеющих высокую степень ненасыщенное™.

Растительные масла по химическому составу представляют собой триглицериды жирных кислот. Их строение и природа обусловливают способность к пленкообразованию. Здесь определяющим является наличие двойных связей и их положение в цепи: двойные связи могут находиться в цис- и трансположении, могут быть изолированными или конъюгированными (сопряженными). Степень ненасыщенное™ разных масел различается, а это обусловливает их неодинаковую способность к пленкообразованию.

Реакция пленкообразования начинается с присоединения кислорода по месту двойной связи. При наличии в молекуле изолированных связей кислород присоединяется к СН2-группе, которая находится рядом с двойной связью, и образовывает гидропероксид. Если связи конъюгированные, образуются циклические пероксиды через 1,4-присоединение. Пероксиды распадаются на радикалы, особенно в случае катализа окислительно-восстановительными системами, содержащими катионы поливалентных металлов. Радикалы инициируют цепную реакцию полимеризации. Создаются дополнительные С—О—С и С—С связи между молекулами, что приводит к росту и разветвлению цепи.

Пероксиды, радикалы и группы С—О—С одновременно могут вызывать распад молекул и образование низкомолекулярных продуктов, содержащих альдегидные и карбоксильные группы, что оказывает влияние на свойства образующейся пленки.

Окислительная полимеризация, которая сопровождается протеканием большого числа различных реакций, продолжается и после завершения формирования лакового покрытия. Происходит дальнейший рост плотности молекулярной сетки и, соответственно, жесткости и твердости лакового покрытия.

Таким образом, все лаковые покрытия, которые формируются в результате окислительной полимеризации маслосодержащих и других пленкообразователей, имеют ограниченный срок службы, особенно в атмосферных условиях. Старение лакового покрытия происходит тем быстрее, чем выше удельная функциональность пленкообразователя.

Соединения с двумя двойными связями в изолированном положении поглощают больше кислорода, чем аналогичные системы с конъюгированными двойными связями. Последние в результате более легкого 1,4-присоединения быстрее образуют С—С мостики. Изолированные двойные связи могут также изомеризоваться и становиться конъюгированными.

Реакции катализируются некоторыми металлсодержащими мылами и ускоряются при увеличении температуры. При этом конъюгированные двойные связи реагируют раньше, чем изолированные.

Несмотря на то, что производство маслосодержащих лакокрасочных материалов (олифы, лаки, алкиды) основано главным образом на использовании растительных масел, представляющих собой возобновляемый сырьевой источник, а формирование из них покрытий за счет окислительной полимеризации рассматривается как экологически безопасный процесс, их применение в промышленности постепенно сокращается. Основная причина — это длительный процесс отверждения покрытий в естественных условиях. Однако эти материалы сохраняют свое значение в различных отраслях промышленности, где доля их использования среди других лакокрасочных материалов остается достаточно высокой.

Катализаторы улучшают усвоение кислорода через молекулы смол. Несмотря на это, естественное проникновение кислорода в стапель идет медленно, от края к центру листов, что делает процесс отверждения очень долгим. Поэтому едва ли стоит ожидать полного высыхания печатных красок и лаков на масляной основе при производстве цветной продукции с высокой степенью запечат- ки, пока отпечатанные листы находятся в одном стапеле. Умеренное добавление паст для высыхания в красочный аппарат способствует отверждению, как и хорошая вентиляция стапеля, например, с помощью незначительной подачи противоотмарывающего порошка и раздува воздуха при формировании стапеля. Для поддержания высыхания, как и реакции отверждения, может использоваться ИК- сушка.

Так как печатный масляный лак наносится через офсетную печатную секцию при включенном увлажнении с алюминиевой формы через офсетную резину на запечатываемый материал с абсолютной точностью, его чаще всего используют для выборочного лакирования.

Частично применяется матовый или гранулированный масляный лак при гибридной отделке в соединении с УФ-лаками, а также с дисперсионными лаками. В этих случаях достигается превосходный глянцевый контраст [1, 16, 17, 24].

Преимущества лакирования масляными лаками:

  • • при лакировании тонкой бумаги не изменяются ее линейные размеры в такой степени, как при использовании ВД-лаков. Линейные размеры могут изменяться в той же степени, как и при офсетной печати с использованием увлажнения;
  • • при смывке лака можно применять стандартные смывочные растворы, которые используются для смывки офсетных красок;
  • • для корректирования свойств масляных лаков применяют те же вспомогательные вещества, что и для офсетных красок;
  • • обладают хорошей адгезией к запечатываемому материалу, высокой механической прочностью и гибкостью лаковой пленки, что важно при дальнейшей послепечатной обработке оттисков (резке, фальцевании, биговке и т. п.);
  • • имеется возможность снижения требований к совместимости офсетных красок с масляным лаком, так как они близки по составу. Однако перед применением масляного лака с офсетными красками, нестойкими к действию щелочей, необходимо выполнить пробу для проверки качества лакирования и выявления изменений интенсивности и цветового тона офсетной краски;
  • • рынок предлагает широкий ассортимент масляных лаков;
  • • лаковое покрытие обеспечивает хорошую защиту печатного оттиска от влаги;
  • • масляные лаки просты в использовании. При нанесении они ведут себя так же, как офсетные печатные краски. Если в офсетной печатной машине нет лакировальной секции, процесс лакирования можно выполнять через офсетный печатный аппарат печатной секции вместе с печатанием основными красками.

Недостатки лакирования масляными лаками:

• значительное время закрепления лаковой пленки на оттиске, как и любой офсетной краски. Для окончательного закрепления лакового покрытия необходимо около 2 ч. Кроме того, для устранения отмарывания имеется необходимость в применении противоотма- рывающего порошка;

  • • с течением времени лаковая пленка желтеет;
  • • лаковое покрытие имеет невысокий уровень глянца (40— 50 %). По степени глянца покрытие масляным лаком уступает покрытиям дисперсионным и УФ-лаками;
  • • возможно появление неприятных запахов из-за образования побочных летучих продуктов полимеризации;
  • • возможно слипание лакированных оттисков в стапеле большой высоты.

Катализаторы улучшают усвоение кислорода через молекулы смол. Несмотря на это, естественное проникновение кислорода в стапель идет медленно, от края к центру листов, что делает процесс отверждения очень долгим. Поэтому едва ли стоит ожидать полного высыхания печатных красок и лаков на масляной основе при производстве цветной продукции с высокой степенью запечат- ки, пока отпечатанные листы находятся в одном стапеле. Умеренное добавление паст для высыхания в красочный аппарат способствует отверждению, как и хорошая вентиляция стапеля, например, с помощью незначительной подачи противоотмарывающего порошка и раздува воздуха при формировании стапеля. Для поддержания высыхания, как и реакции отверждения, может использоваться ИК- сушка.

Ссылка на основную публикацию