Нитроцеллюлозные лаки (нитролаки) – описание, характеристики и свойства

Состав нитроцеллюлозных лаков

КомпонентМарка нитролака
НЦ–218НЦ–221НЦ–222НЦ–223НЦ–224НЦ–243
Нелетучая часть, масс. ч.
Коллоксилин ВНВ1,0
Коллоксилин ПСВ1,01,01,01,0
Коллоксилин ПСВМ1,0
Смола 1880,21,370,6
Смола 800,2
Смола КМ0,30,30,4
Смола циклогексанонформальдегидная0,33
Смола окситкрпеновая0,93
Эфир гарпиуса0,11,00,10,56
Дибутилфталат0,070,2
Трикрезилфосфат0,40,170,4
Масло касторовое0,170,070,170,170,2
Матирующая добавка0,36
Летучая часть, %

Лак НЦ – 291 – бывший № 933 (ТУ 6 – 10 – 1334 – 78) представляет собой раствор коллоксилина и мочевиноформальдегидной смолы в летучих органических раство­рителях с добавлением пластификаторов. Предназначается для верхнего покрытия деталей с имитационной отделкой под дерево.

Техническая характеристика: цвет лака по йодометрической шкале – не темнее 2 мг йода; внешний вид пленки – в проходящем свете на стекле пленка не должна иметь просвечивающих точек, сгустков и посторонних вкраплений; вязкость лака по ВЗ – 4 при 20° С – 18 – 22 с; массовая доля нелетучих веществ – 15–20%; время высыхания пленки при 18 – 22° С до степени 1 – не более 10 мин, до степени 3 не более 1 ч; прочность пленки при ударе – не менее 2 Дж (20 кгс X см); изгиб покрытия – не более 5 мм; адгезия пленки – не более 2 бал.

Лак наносят на поверхность краскораспылителем. Перед применением лак тща­тельно перемешивают и фильтруют через сито с сеткой № 01 – 02. Допускается разбавление лака растворителем 647, но не более 20%. Гарантийный срок хранения – 6 мес

Пожароопасность и токсичность лака НЦ – 291 обусловлена свойствами входящих в его состав растворителей: ацетона, этилового и бутилового спиртов, этилцеллозольва, этил– и бутилацетата, толуола.

Лак НЦ–292 (ТУ – 6 – 10 – 1451 – 74) представляет собой раствор лакового коллокси­лина, смолы и пластификаторов в смеси летучих органических растворителей. Пред­назначается для отделки мебели и других деревянных изделий с последующим поли­рованием или без него. Плотность лака при 20°С – 985 кг/см 3 .

Техническая характеристика: цвет по йодометрической шкале – не темнее 100 мг йода; вязкость лака по ВЗ – 4 при 20° С – 60 –95 с; массовая доля нелетучих веществ в лаке – 30–36%; время высыхания пленки (до степени 3) при 18 –22° С–не более 1 ч; твердость пленки по маятниковому прибору М – 3 – не менее 0,5; изгиб покрытия – не более 20 мм; способность пленки шлифоваться и полироваться – после влажного шлифования шкуркой № 4 пленка должна быть гладкой матовой без оспин и выбоин; блеск полированной поверхности должен быть не менее 50% по блескомеру ФБ – 2; стойкость пленки к сухому облучению – не менее 1 ч; стойкость пленки к действию воды – не менее 6 ч; стойкость пленки к изменению температуры – не менее 5 циклов.

Лак наносят на поверхность методами налива или пневматического распыления. В случае необходимости его разбавляют растворителем 646. Гарантийный срок хранения – 1 год.

Уменьшение вязкости лака при хранении его в течение указанного срока не служит причиной для браковки, если при этом он отвечает всем остальным требова­ниям ТУ.

Лак НЦ – 292 является токсичным, пожаро– и взрывоопасным продуктом, что обусловлено свойствами входящих в его состав растворителей: толуола, ксилола, этилцеллозольва, этилового и бутилового спиртов, этил– и бутилацетата.

Лак НЦ–2101 (ТУ 6 – 10 – 1615 – 77) представляет собой раствор коллоксилина, алкидной и мочевиноформальдегидной смол в смеси летучих органических растворителей, кислотного отвердителячи матирующей добавки. Предназначается для окончательной отделки предварительно подготовленных древесно – волокнистых плит.

Перед применением лак выдерживают при 20 ± 2° С, тщательно перемешивают и разбавляют до вязкости 25 – 35 с по вискозиметру ВЗ–4 этилацетатом или этилцеллозольвом. Наносят его методом налива. Плотность лака 930–950 кг/м3.

Отделочное покрытие на древесно – волокнистой плите, состоящее из лака НЦ – 2101 в комплексе со шпатлевкой МЧ – 0054 и грунтовкой НЦ – 0135, выдерживает воздействие воды в течение 2 ч, мыльного раствора не менее 6 циклов, минерального масла в течение 2 ч и обладает стойкостью к изменению температуры не менее 5 циклов.

Техническая характеристика: внешний вид лака – однородная суспензия от бесцветного до песочного цвета; внешний вид пленки лака – полуматовая ровная поверхность без потеков, пузырей и посторонних включений; вязкость по вискозиметру ВЗ – 4 при 20° С – 30 – 55 с; изгиб пленки – не более 20 мм; массовая доля нелетучих веществ – 28 –Ь 2%; твердость пленки по маятниковому прибору М–3 – не менее 0,5; время высыхания лака при 100° С (до степени 3) – не более 60 мин; стойкость пленки к сухому облучению – не менее 2 ч; теплостойкость пленки – не менее 30 мин.

Лак хранят в закрытом помещении при температуре от –25 до +25 С, не до­пуская воздействия солнечных лучей. Гарантийный срок хранения лака – 6 мес. Изменение вязкости лака с течением времени не является браковочным признаком.

Токсичность лака, его взрыво– и пожароопасность определяются входящими в его состав органическими растворителями, коллоксилином и формальдегидом.

Лак НЦ–2102 (ТУ 6 – 10 – 1713 – 79) – пропиточный, поверхностно защитный. Представляет собой раствор коллоксилина и пластификаторов в смеси органических растворителей. Предназначен для отделки пленочных материалов на основе пропи­танных бумаг в производстве мебели. Способ нанесения лака на поверхность – валь­цовый. Перед применением лак разбавляют этилацетатом.

Техническая характеристика: внешний вид лака – однород­ный прозрачный раствор; внешний вид пленки – ровная поверхность, без пятен, пузырьков и механических включений; цвет лака по йодометрической шкале–не темнее 7 мг йода; массовая доля нелетучих веществ – 18 – 22%; вязкость лака при 20 ± 0,5° С по вискозиметру ВЗ – 4 – 35 – 45 с; время высыхания при 100 ± Г С (до степени 3) – не более 1 мин. Лак упаковывают во фляги с внутренним полиэтиленовым покрытием.

Гарантийный срок хранения – 6 мес.

Взрыво– и пожароопасность, а также токсичность лака определяются входящими в его состав растворителями: бутилацетатом, изобутилацетатом, этилацетатом, бутиловым и изобутиловым спиртами, ксилолом и толуолом.

Лак защитный НЦ–2105 (ТУ 6 – 10 – 11 – 188 – 47 – 77) предназначается для защиты печатного рисунка текстуры древесины от повреждений при транспортировании щи­товых деталей мебели на последующие отделочные операции [31]. Он может быть использован также для получения отделочного покрытия на пленочных материалах (на основе бумаг), предназначенных для облицовывания пластей и кромок щитов.

Лак представляет собой двухкомпонентную систему, состоящую из полуфабри­ката лака и ускорителя № 30, который вводится в полуфабрикат перед употребле­нием в количестве 2% от массы полуфабриката. До рабочей вязкости 25–30 с по ВЗ–4 лак разбавляют бутилацетатом.

Техническая характеристика: цвет полуфабриката лака по йодометрической шкале – не темнее 15 мг йода; внешний вид полуфабриката лака – однородная, прозрачная жидкость; внешний вид пленки – гладкая, прозрачная, без опалесценции и механических включений; вязкость при 20° С по ВЗ – 4 – 30 –. 55 с; массовая доля нелетучих веществ – 21 ± 2%; время высыхания (до степень 3) при 18–22° С – не более 30 мин; твердость пленки по маятниковому прибору. М – 3 – не менее 0,6; стойкость пленки к сухому облучению – не менее 2 ч; изгиб пленки – не более 15 мм.

Сушка лака в конвективной сушильной камере при 60–90° С продолжается 30 с; последующее охлаждение в зоне обдува – 30 с. Пленка лака НЦ – 2105 может быть отделана лаками полиэфирным, нитроцеллюлозным, и полиуретановым или мочевиноалкидным кислотного отверждения.

Лак наносят на поверхность методами налива или пневматического распыления. В случае необходимости его разбавляют растворителем 646. Гарантийный срок хранения – 1 год.

Лаки: характеристики и выбор

Лаки применяются для защитно-декоративной отделки поверхности и представляют собой растворы синтетических или натуральных смол в органических растворителях. После высыхания (испарения) растворителя лаки образуют прочное, тонкое, блестящее покрытие.

По входящей в их состав смоле лаки делятся на масляные, алкидно-уретановые, алкидно-акриловые, битумные, эпоксидные, поливинилацетатные, глифталевые, пентафталевые, карбамидные, полиуретановые, перхлорвиниловые, нитроцеллюлозные.

В зависимости от назначения и условий эксплуатации лакокрасочные покрытия разделяют на атмосферостойкие, ограниченно атмосферостойкие, консервационные, водостойкие, специальные, маслобензостойкие, термостойкие, химически стойкие.

Читайте также:  Как восстановить лакированную мебель своими руками?

Основными показателями при выборе лака являются эксплуатационные характеристики и условия применения.

Алкидные лаки – растворы синтетических алкидных смол в органических растворителях. Обладают хорошей адгезией (сцеплением) и водостойкостью. Образуют прочное, прозрачное, твердое пленочное покрытие. Лаки на основе алкидных смол долго сохнут, специальные добавки позволяют сократить время высыхания.

Алкидные лаки применяются для внутренних и наружных работ для защиты и декорирования деревянных поверхностей. Хорошо подходят для покрытия паркетных полов, деревянных окон и дверей.

Масляные лаки – растворы природных или искусственных смол в растительных маслах (чаще других используется льняное масло) с добавлением растворителей и сиккативов (ускорителей процесса отверждения). Стоит отметить, что чем медленнее сохнет лак, тем прочнее покрытие, а эластичность зависит от количества содержащегося в лаке масла (чем его больше, тем лак эластичнее).

В качестве природных смол используют канифоль, янтарь, шеллак. В целях экономии природные смолы заменяют синтетическими: фенолформальдегидными (очень токсичные), алкидными и пр. Из-за низкой атмосферостойкости масляные лаки применяют только для внутренней отделки помещений, в частности, для придания блеска покрытию деревянного пола.

Нитроцеллюлозные лаки (нитролаки) – растворы нитрита целлюлозы в органических растворителях. Для улучшения эксплуатационных свойств в состав вводят алкидные, аминоформальдегидные и другие смолы.

Особенностью нитролака является быстрое высыхание. При загустении нитролак разбавляется растворителем. Используют нитролаки для лакировки деревянных изделий и в качестве финишного слоя на металлической поверхности.

Эпоксидные лаки – растворы эпоксидных смол в органических растворителях. Перед использованием к эпокисидным смолам добавляют отвердитель. Эпоксидные лаки отличаются высокой водостойкостью, механической прочностью, адгезией к различным материалам. Используются для заключительной отделки металлических поверхностей, приготовлении шпатлевок.

Полиуретановые и уретановые лаки. Лаки на основе полиуретановой смолы обладают высокой механической прочностью. ударопрочностью, износостойкостью, отличаются хорошей адгезией к металлу, пластику, древесине и бетону.

Полиуретановые лаки применяют для защиты паркета и мебели. Специальные лаки существуют и для защиты камня, бетонных полов, напольной плитки, облицовочного кирпича.

Битумные лаки получают из специальных марок битума с добавлением смол и масел. При отверждении битумный лак образует пленку черного цвета, устойчивую к действию ряда химических реагентов и воды. Антикоррозионные свойства битумного лака не очень высокие, поэтому он используется для временной защиты металлических изделий, благодаря сравнительной дешевизне.

Каменноугольные лаки (кузбасслаки) – растворы каменноугольного пека в сольвентнафте. Лак имеет хорошее сцепление, водостойкость, но мало пластичен и подвержен воздействию резких перепадов температур. Лак нашел свое применение в качестве антикоррозийного покрытия.

Акриловые лаки (акрилатные лаки) – растворы акрилового сополимера в органических растворителях. Акриловый лак защищает от атмосферных воздействий, быстро сохнет. Используется для покрытий из древесины (паркетных полов), металла, пластмассы, камня, как для наружных, так и для внутренних работ. Акриловый лак сохраняет внешний вид поверхности 7-10 лет. Срок службы меньше, чем у полиуретановых лаков, но и стоят акриловые лаки дешевле.

Перхлорвиниловые лаки – растворы поливинилхлоридной смолы в органических растворителях, с добавлением компонентов, улучшающих свойства лаков. Лаки быстро сохнут, обладают неплохими механическими свойствами и водостойкостью. Перхлорвилиновые лаки применяют в качестве защитных покрытий бетонных, железобетонных, кирпичных и других поверхностей. К недостаткам можно отнести невысокую теплостойкость и плохой блеск.

В зависимости от назначения и условий эксплуатации лакокрасочные покрытия разделяют на атмосферостойкие, ограниченно атмосферостойкие, консервационные, водостойкие, специальные, маслобензостойкие, термостойкие, химически стойкие.

Гитарный лак: нитроцеллюлоза или полиуретан?

Нитро против полимера

Гитарный лак очень часто недооценивают. Кажется, что это всего лишь последний штрих в гитаре, однако он имеет очень большое значение и в этой статье мы с вами разберемся, почему. Основные типы покрытия – это нитроцеллюлозный лак, полиуретан и полиэстер. Каждый из этих типов имеет своих поклонников. Лак защищает вашу гитару от перепадов влажности и на самом деле при правильном применении оба типа покрытия отлично выполняют свои функции.

Для того чтобы разобраться в гитарных лаках, начнём с нитроцеллюлозы, будем называть её сокращенно – нитро. Впервые этот лак изготовили в 20х годах 20 века. Нитроцеллюлоза отлично смешивалась с краской, поэтому автомобильные компании типа Ford быстро взяли этот лак на вооружение и машины стали разноцветными. Раньше были только чёрные и серые.

Нитроцеллюлоза – это лак, в основе которого растворитель и смола (в основном из хлопка), они смешиваются с серной и азотной кислотой и происходит так называемое нитрование. Тот же самый процесс используется при производстве нитроглицерина или тринитротолуола – взрывоопасные штучки, знаете ли. Поэтому нитроцеллюлоза требует очень аккуратного обращения и легко воспламеняется. После применения лака на поверхности гитары, растворитель испаряется, а смола остаётся на гитаре, её полируют и гитара обретает тот самый шикарный блеск.

Когда только появилась нитроцеллюлоза, это был прорыв – она высыхала очень быстро, но сегодня полиуретан её обогнал. Если вы играете на новой гитаре с нитроцеллюлозным покрытием, вы буквально чувствуете её приятный запах. Это заканчивается испарение растворителей. Это не продлится вечно, так что наслаждайтесь моментом. Кстати, именно эти химические вещества вредны для природы.

Помимо приятного запаха и блеска, нитроцеллюлоза также имеет другие положительные свойства – она отлично сочетается с другими веществами и материалами. Например, ее используют при смешивании автомобильных красок, то же самое и в гитарах. Нитроцеллюлозное покрытие очень легко восстанавливается в отличие от полиуретана. Таким образом, если на гитаре есть сколы и царапины, от всего этого можно довольно просто избавиться. На самом деле, нитроцеллюлоза до конца не высыхает, она менее жёсткая и не стягивает дерево так как другие покрытия, что очень хорошо отражается на резонансе вашей гитары.

Хотя для звука это плюс, для надёжности это минус. Нитроцеллюлоза изнашивается например из-за того, что вы ставите гитару на стойку с резиновым покрытием. Вы наверняка видели гитары со следом от правой руки на корпусе – там обычно лежит рука при игре – это все потому что нитроцеллюлоза реагирует на жиры намного сильнее, чем другие более твёрдые покрытия. Хотя, многие гитаристы считают, что шрамы украшают гитару – это знак того, что вы много играете и занимаетесь. Особенно ценится сейчас винтажное покрытие с кучей царапин и сколов, многие производители даже делают его искусственно. В целом все трещины в лаке – от резких перепадов температуры, которая вызывает расширение и сужение волокон древесины под лаком.

В целом этот лак вреден для здоровья тех, кто его применяет, да и для природы в целом, так что скорее всего рано или поздно от него откажутся. Что интересно, в США гитары производят в штатах, где более-менее мягкое законодательство в плане загрязнения воздуха. Там можно сэкономить на дорогих системах вентиляции и штрафах. В целом заметен переход к полиуретану и полиэстеру просто потому что это дешевле обходится производителям.

Этот тип покрытия использовался в производстве гитар еще с 60х годов, но особенно популярным стал в последние 20 лет, зарекомендовав себя как в надёжности, так и блестящем внешнем виде. Смола в этом лаке искусственная и ничем не пахнет, когда растворители испаряются. Мало летучих органических соединений, вредных для здоровья. Лак после нанесения на гитару, затвердевает и не реагирует на растворители. При нанесении на гитару этот лак смешивается с горячей водой, благодаря этому происходит химическая реакция, компоненты лака смешиваются и затвердевают, при это не испаряясь. Полиуретановые покрытия стойки к царапинам, износу от трения и в целом такой лак долго сохраняет блеск. Если вам нравится, что гитара сияет как новая, независимо от того сколько ей лет, этот тип покрытия – для вас. В отличие от гитар с нитроцеллюлозным покрытием, по которым сразу виден их возраст, гитары с полиуретановым лаком внешне не стареют.

Хотя полиуретан в целом дороже нитроцеллюлозы, в производстве он обходится дешевле, т.к. получается очень существенно экономить на системах вентиляции. А также полиуретан высыхает быстрее нитроцеллюлозы. Это особенно важно при массовом производстве, где гитары прямо с конвейера пакуются в коробки и отправляются в магазины. Сегодня крупные компании используют ультрафиолетовые лампы, чтобы сушить лак. На это уходит буквально несколько секунд. На отладку процесса такой искусственной сушки ушли годы, но теперь это занимает секунды. В лак примешивается компонент, который реагирует на ультрафиолетовое излучение. Он и вызывает необходимую реакцию. Благодаря этому удалось сделать покрытие тоньше, что отразилось на звук в лучшую сторону.

Толстое покрытие независимо от состава, душит звук. Не важно чем покрыта ваша гитара, лак должен сохранять резонанс древесины. Нитроцеллюлозное покрытие почти всегда тоньше, чем полиуретановое. Требуется меньше слоев, чтобы закончить. Видимо поэтому нитроцеллюлозу до сих пор очень ценят профессионалы. Чем больше слоев лака на гитаре, тем более зажатый и скованный звук, особенно это слышно у акустических гитар, где весь звук как раз в дереве. Многие электрогитары с толстым слоем лака не подключённые не звучат вообще. Это конечно же слышно и когда вы включаете такую гитару в усилитель.

Читайте также:  Как покрыть деревянную столешницу лаком?

Не позволяйте вводить себя в заблуждение матовым покрытием. В большинстве случаев этот тип покрытия не тоньше, чем блестящий, там просто использована определённая добавка в лак, благодаря которой он меньше блестит. Полиуретановое покрытие при правильном применении не портит звук гитары, точно так же как правильные печатные платы не портят звук усилителей. Любые покрытия сказываются на звучании и хотя это можно считать мелочью, например рокер не заметит ярких отличий, а джазмен, которому важен натуральный чистый звук – да.

В целом благодаря развитию технологий, покрытия становятся всё тоньше и надёжнее. Нитроцеллюлоза осталась только в штучном производстве дорогих гитар, тем не менее ее дни уже сочтены. Слишком уж дорого она обходится производителям.

Какой тип покрытия выберете вы – решайте сами. Самое главное – чтобы вам нравилось как звучит и как выглядит ваша гитара. Помните, что ваш звук – в ваших пальцах.

Гитарный лак очень часто недооценивают. Кажется, что это всего лишь последний штрих в гитаре, однако он имеет очень большое значение и в этой статье мы с вами разберемся, почему. Основные типы покрытия – это нитроцеллюлозный лак, полиуретан и полиэстер. Каждый из этих типов имеет своих поклонников. Лак защищает вашу гитару от перепадов влажности и на самом деле при правильном применении оба типа покрытия отлично выполняют свои функции.

Область использования

Этот состав превосходно защищает всевозможные приборы от влияния горячих жидкостей, слабых кислот, используется при покраске емкостей, в которых хранится бензин, а также в ходе изготовления связующих компонентов слоистых видов пластика.

В наше время применение бакелитового лака осуществляется повсеместно, этот раствор используется в сфере производства различных веществ, а также в отрасли строительства. Характеристики данного материала позволяют применять его для следующих целей:

  • покрытия всевозможных поверхностей, их пропитывания и соединения;
  • эффективной защиты теплообменного оборудования, на которое пагубно влияет нагретая техническая жидкость;
  • надежной защиты разных элементов оборудования и деталей от воздействия солей и кислот, имеющих умеренный показатель воздействия;
  • обработки емкостей любого объема, в которых будут храниться нефтепродукты и бензин;
  • создания связующих компонентов, используемых в ходе производства пластиковых деталей, особенно во время производства слоистых пластиков, к которым добавляются органические наполнители;
  • изготовления химических волокон;
  • производства металлических приспособлений и различных абразивных деталей, приборов;
  • создания антикоррозионного слоя на системах трубопроводов, воздуховодов, воздухоочистительных фильтров и конструкций;
  • покрытия поверхностей из бетона и дерева, которым лак на бакелитовой основе предоставляет надежную защиту, и продлевает их эксплуатационный срок;
  • часто используется для различных целей в химическом машиностроении.


Использование бакелитового лака в домашних условиях осложняется тем, что после нанесения лака на чистую и сухую поверхность ее необходимо подвергнуть термической обработке, постепенно увеличивая температуру до 160оС. В итоге (через 20 секунд) получится полимерная пленка, которая прослужит долгое время, если окружающая температура не будет выше 20 оС, а также будет исключено прямое влияние солнечных лучей.

Методы обработки

Далее первый пласт должен застыть естественным способом за четыре часа, потом необходимо выполнить полимеризацию. Затем на основание объекта наносят грунтовочный состав и накладывают следующий пласт бакелитового лакокрасочного материала, состоящего на двадцать пять процентов из наполняющих веществ.

Затем производят полимеризацию последующего слоя, после окрашивают третьим и четвёртым пластами, не добавляя наполнитель.

Толщина слоя лака не более 0,5 миллиметра.

В течение всего процесса используют лишь кисточку, а при необходимости обработки больших участков рекомендуется воспользоваться краскопультом.

Обращайте внимание, чтобы слой лака был тонким, без не прокрашенных мест и излишков по всему периметру.

Для придания механической прочности бакелитовому слою лака, можно на прогрунтованное основание приклеить двумя-тремя слоями хлопковый материал. Первоначально его оставляют впитать бакелитовый состав, потом приклеивают.

Для наклеивания из материала вычищается крахмал, ткань стирается, сушится и разрезается на куски подходящего диаметра, затем их опускают в сосуд с двадцати пятипроцентным раствором бакелитового лака.

По прошествии пяти-шести минут ткань вытаскивают, скручивают руками, защищёнными резиновыми перчатками, предохраняющими от раздражающего и обжигающего воздействия лака на кожу.

Потом материал оставляют высыхать на открытом воздушном пространстве до абсолютного улетучивания растворителя.

Ткань в отлепленном положении приклеивают на прогрунтованный металлический объект.

Но выполняя отделку обращайте внимание на то, чтобы ткань не тянулась. В противном случае она может порваться, высыхая, по причине усадки.

На последней стадии материал из хлопка окрашивают бакелитовым средством с помощью кисточки, слегка нажимая на него.

Прибор, окрашенный бакелитовым составом нужно охлаждать на протяжении шести-восьми часов, температура воздуха должна быть в диапазоне двадцать-тридцать градусов.

Процесс лакирования

Технические характеристики бакелитового лака ЛБС-1 или похожих по составу растворов дают возможность наносить его посредством пульверизатора и кисточки. Грунтовочную смесь, которая основана на лаке, можно будет нанести спустя 3 часа после окрашивания, а еще грунтовочный раствор можно будет наносить распылителем для краски.

Первый нанесенный слой лака обязательно должен высыхать примерно 5 часов, а после настанет черед полимеризации. После этого обработанная поверхность должна быть покрыта слоем грунтовочного состава, далее нанесен второй слой лака, в котором наполнителя должно быть не меньше, чем ¼ от общего состава. Когда будет нанесено второе покрытие, то, как и в первом случае, потребуется полимеризация. Все дальнейшие слои покрытия следует наносить уже без наполнителя. Важно помнить о том, что толщина всех слоев лака в целом не должна быть больше, чем 0.5 мм. В идеале наносить лак, выполненный на бакелитовой основе, следует кистью или лучше пульверизатором. Метод распыления применяется в том случае, когда требуется покрывать большую площадь, и при нанесении стоит следить за тем, чтобы слой лег равномерно, не было щелей, тонких участков, потеков, наплывов и очень толстого слоя.

Обратите внимание, что для того, чтобы получить покрытие с максимальной степенью прочности, на основание следует нанести грунтовочную смесь и в 2, а то и в 3 слоя ткани из хлопка, которая будет смочена заранее в бакелитовом лакокрасочном материале.

  1. Материал следует очистить от пыли, загрязнений, удалить крахмал, ткань хорошенько постирать, просушить и порезать на небольшие полоски.
  2. Подготовленные кусочки ткани из хлопка следует замочить в растворе лака, к примеру, в том же ЛБС-1, причем он должен быть 25%.
  3. Через 5 минут куски ткань следует достать из емкости, где налит раствор лака и все отжать. Процесс отжима следует проводить только в резиновых перчатках, чтобы на кожных покровах не появлялись ожоги и раздражение.
  4. Хлопковая ткань будет просыхать несколько часов, чтобы испарился растворитель.
  5. После частичного просыхания следует приклеить липкие отрезки ткань на грунтовую поверхность металла.

Технические характеристики бакелитового лака и его применение

Автор: Анастасия Исакова · Опубликовано 12.10.2017 · Обновлено 16.10.2017

Под бакелитовым лаком ЛБС1 принято понимать раствор резольной формальдегидной смолы (в состав вещества входит бакелитовая смола). Бакелитовый лак разной модификации имеет в своем составе этиловый спирт, выступающий в качестве растворителя. Помимо этого, в состав рассматриваемого вещества входит аммиак, который и обеспечивает специфический запах.


Автор: Анастасия Исакова · Опубликовано 12.10.2017 · Обновлено 16.10.2017

Технические характеристики

Внешне бакелитовый лак выглядит как полупрозрачная жидкость, она имеет бордовый или красный цвет. В этом растворе нет никаких вкраплений, инородных частиц или примесей. Многие разновидности данной бакелитовой смеси, например лак ЛБС-1, содержат в своем в составе 50-60% бакелитовой смолы. Динамический показатель вязкости может быть разным, в диапазоне 100-900 мПА-с.

Этот раствор содержит примерно 10% воды и 9% свободных фенольных элементов. Примерно за одну-две минуты эта смесь проходит желатинизацию. Технические характеристики бакелитового лака могут быть разными, в зависимости от конкретной марки раствора. Расход лака составляет около 120 граммов на квадратный метр, если лак ЛБС-1 наносится кисточкой. При нанесении из пульверизатора расход будет меньше.

Чтобы защитное покрытие было максимально надежным и качественным, вначале нужно подготовить основание. С него удаляются жирные пятна, грязь, пыль, окалина, ржавчина, старые отделочные и лакокрасочные материалы. Наилучшая очистка достигается при использовании дробеструйной и пескоструйной установки. Также можно использовать наждачную бумагу или электрический шлифовальный инструмент.

Читайте также:  Характеристики и особенности нанесения лака ПФ-170

Технические характеристики ЛБС-1

Непосредственно перед работой защитную поверхность нужно добросовестно обработать, чтобы получить покрытие на бакелитовой основе необходимого качества. Ее очищают от грязи, частиц ржавчины, пыли, окалины и жировых отложений дробеструйным или пескоструйным аппаратом до появления серого цвета с матовым оттенком. Далее готовят сам раствор.

Подготовительный этап

Непосредственно перед работой защитную поверхность нужно добросовестно обработать, чтобы получить покрытие на бакелитовой основе необходимого качества. Ее очищают от грязи, частиц ржавчины, пыли, окалины и жировых отложений дробеструйным или пескоструйным аппаратом до появления серого цвета с матовым оттенком. Далее готовят сам раствор.

Предварительно нужно встряхнуть банку с лаком и перемешать ее содержимое. Если в состав лака входит до 40% наполнителя, например диабазового порошка, графит или каолин, его можно использовать в качестве грунтовочного слоя. Этот слой специалисты наносят малярной кистью, применяя небольшое усилие, чтобы втереть грунт в поверхность металлической конструкции, но не позже трех часов после ее обработки. Таким образом, они устраняют возможность появления на металлическом покрытии ржавого налета.

Ткань очищают от крахмала, выстирывают, просушивают и разрезают на заготовки нужного диаметра, после чего помещают в емкость с 25% раствором лака бакелитового типа. По истечении 5-6 минут материал вынимают, выкручивают руками, одетыми в резиновые перчатки, так как лак оказывает раздражающее и прожигающее действие на кожные покровы. Далее ее высушивают на открытом воздухе до полного удаления растворителя. Ткань в состоянии отлипа наклеивают на огрунтованную металлическую конструкцию.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на бакелитовые лаки, представляющие собой растворы фенолоформальдегидных смол резольного типа в этиловом спирте.

Госстандарт Республики Беларусь

Информация

Наибольшее распространение в системах оборотного водоснабжения получило покрытие поверхности металла теплообменных аппаратов (со стороны охлаждающей воды) бакелитовым лаком. Хотя оно сохраняется лишь определенный промежуток времени, но зато не требует больших эксплуатационных затрат. Бакелитовый лак наносят на предварительно очищенную от коррозии поверхность и в несколько слоев общей толщиной 150— 200 мкм.[ . ]

Область использования

Этот состав превосходно защищает всевозможные приборы от влияния горячих жидкостей, слабых кислот, используется при покраске емкостей, в которых хранится бензин, а также в ходе изготовления связующих компонентов слоистых видов пластика.

В наше время применение бакелитового лака осуществляется повсеместно, этот раствор используется в сфере производства различных веществ, а также в отрасли строительства. Характеристики данного материала позволяют применять его для следующих целей:

  • покрытия всевозможных поверхностей, их пропитывания и соединения;
  • эффективной защиты теплообменного оборудования, на которое пагубно влияет нагретая техническая жидкость;
  • надежной защиты разных элементов оборудования и деталей от воздействия солей и кислот, имеющих умеренный показатель воздействия;
  • обработки емкостей любого объема, в которых будут храниться нефтепродукты и бензин;
  • создания связующих компонентов, используемых в ходе производства пластиковых деталей, особенно во время производства слоистых пластиков, к которым добавляются органические наполнители;
  • изготовления химических волокон;
  • производства металлических приспособлений и различных абразивных деталей, приборов;
  • создания антикоррозионного слоя на системах трубопроводов, воздуховодов, воздухоочистительных фильтров и конструкций;
  • покрытия поверхностей из бетона и дерева, которым лак на бакелитовой основе предоставляет надежную защиту, и продлевает их эксплуатационный срок;
  • часто используется для различных целей в химическом машиностроении.


Бакелитовая смола в основе лака позволяет использовать данное средство в качестве антикоррозийной и иной защиты химических агрегатов. Процесс использования этого вещества для защитной обработки приборов требует особой аккуратности и профессионализма. Рассмотрим несколько стадий защитной обработки приборов при помощи данного типа лакокрасочного раствора.

Что такое бакелитовый лак?

quote: Originally posted by varan:

Полагаю – цветную калку покрывать нужда возникла?

quote: Originally posted by alex12:
где купить настоящий.

Чем шеллак на спирту не устраивает ?

quote: Originally posted by zapchem:

Чем шеллак на спирту не устраивает

quote: Originally posted by alex12:

однозначно

В розницу – нигде. Так калка или негрозин? Цементации лак вроде как и ни к чему, сдирается тяжелее чем воронение, да и не ржавеет.

quote: Originally posted by DEDV49:

Какими характеристиками должен обладать

quote: Цвет – янтарный.
Способность к “запеканию” без помутнения.
Износостойкость.

quote: Originally posted by DEDV49:

но нужны характеристики.

quote: постараюсь в литературе покопать

quote: Цвет – янтарный.
Способность к “запеканию” без помутнения.
Износостойкость.

quote: Originally posted by adolf iuiitttu:

Есть некоторые автомобильные лаки которые превосходят по многим характеристикам бакелитовый лак.

quote: Originally posted by alex12:
где купить настоящий.

quote: Originally posted by adolf iuiitttu:

вы всё шуткуете

quote: Originally posted by alex12:

хочу соблюсти все ньюансы СТАРЫХ технологий. куда уж серьезней.

Тогда фенол+формальдегид и по старинным рукописям.

quote: я не понял юмора..море выпускают этого лака и продают тоже..

quote: Но пока буду пытаться найти.

quote: Originally posted by DEDV49:

темп. сушки 150град

quote: Да, дайте ему ранец.повместительнее
#34 IP
P.M. Ц

quote: Originally posted by DEDV49:

И берут у него этот лак для пропитки обмоток эл. двигателей.

Если так, то лак, стало быть, тот что нужно. 99% (если меньше, то не на много) бекелита идет на электрику.
Вообще на бекелите свет клином не сошелся. Есть и другие полимерные термоотверждаемые (и УФ тож не плохи) лаки (бесцветные к тому же). Только с задачей определиться нужно.
С уважением.

quote: Originally posted by mityaipdm:

с задачей определиться нужно

А в Первопрестольную его можно будет привезти? Если с этим все в порядке, то я тож в очередь.
С уважением.

quote: А ложи на некоторых моделях отечественного оружия покрывались этим же лаком?

quote: для закрепления цветной калки

quote: Originally posted by ALEX-1975:

А ложи на некоторых моделях отечественного оружия покрывались этим же лаком?

quote: Можно заказать этого лака? на будущее,пригодится может

quote: Можно заказать этого лака? на будущее,пригодится может

quote: DEDV49
Вы бы эти лаки на металле проверили и фото бы выложили, а потом спрашивали кому надо. Просто с таким бакелитовым лаком получится чую аля иж 54 то есть рыжая коробка, а не бледно жёлтый как на немцах.

quote: постараюсь обеспечить совершенно безвозмездно

Ну какой-нибудь ништяк я всеж придумаю. Любая работа должна поощряться.

А вот для цветной калки потребуется, мне думается, максимально бесцветный бакелит (светлого янтарного цвета), а-то ведь “темно-цветная” калка получится может.
В Орехово-Зуево завод “Карболит” одно время текстолит делал (бакелит и ткань получаем текстолит), может там что осталось. Попробую пошукать. Хотя большой надежды нет. Завод вот уже года 2 (если не более) не выпускает того, что ранее гнал мульен-тоннами.
С уважением.

quote: Originally posted by inozemec:

На одном крупном сибирском заводе,где делают фанеру и ламинат,обьяснили,что бакелитовый лак на формальдегиде они давно не закупают,и даже не знают кто его делает ..Бакелитовый лак теперь на полимерах,намного лучше и безопаснее ..такие дела..

А вот лак ВК-1, для покрытия ложи на армейском оружии найти чего то не могу.
Никто не подскажет, где его можно купить?
Или сейчас на заводах пользуются другими марками?

Смысл в том.что Формальдегидный бакелитовый лак,заводы которые делают по евротехнологии и тп-не закупают уже..только на полимерах..

quote: Originally posted by inozemec:

Смысл в том.что Формальдегидный бакелитовый лак,заводы которые делают по евротехнологии и тп-не закупают уже..только на полимерах..

Но тем не менее купить его ни каких сложностей не составляет.

А поиски лаков ВК-1 или НЦ-5119 ни к чему не привели.
Так может быть кто нибудь подскажет, где их можно приобрести?

Как химик-органик открою ВАМ страшную тайну.
Фенолформальдегидная смола, полученная поликонденсацией фенола с формальдегидом, и входящая в состав баклитового лака (она в нем не полностью заполимерезована, а после термообработки – баклитизации – полимерезуется в пространнственный, то есть – 3Дэ, полимер) является тоже полимером. Просто фокус в том, что из-за жестких экологических требований вместо фенола используют его менее ядовитые производные.

Для Алекса-1975.
Александр, попробуйте поработать с лаками марки HERLAK. Мне лично очень понравился. Имеет 5 вариантов от глянца до матового, может применятся со спирторастворимыми морилками. Очень крепкий, хорошо схватывается с деревом, легко работается с ним (лучше пульверизатором).
С уважением.

quote: DEDV49, я так понял вы на банке из под Сокола пробовали ЛБС-1И?

quote: Originally posted by DEDV49:

темп. сушки 150град

Карбохим – АСТАТ. Арзамит 5

Бакелитовый лак транспортируется всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта с обязательным предохранением от попадания солнечных лучей и атмосферных осадков.

Ссылка на основную публикацию