Как покрыть деревянную столешницу лаком?

Окраска деревянных поверхностей – прихоть или необходимость

Так как дерево является природным материалом, оно способно разрушаться под влиянием определенных факторов. Среди которых:

УльтрафиолетЕго воздействие губительно влияет на деревянные поверхности, разрушая их, и видоизменяя. Материал окрашивается в серый цвет, а его волокна начинают торчать в разные стороны. Такие поверхности быстро загрязняются.
ВлагаСпособствует разбуханию древесины. Когда она высыхает, ее объем уменьшается, а так как данные факторы вызывают состояние напряжения, со временем оно и вовсе растрескивается.
Насыщенный влагой воздухЯвляется катализатором образования грибков, поражающей древесину синевы и плесени. Первые имеют свойство проникать в структуру материала, окрашивая его в серо-синий цвет, а вторые образуются на поверхности, покрывая древесину темными пятнами. В отличие от этих двух, грибки гнили способствуют разрушению древесины, делая ее дальнейшее использование невозможным.


Чем покрыть деревянный стол на улице самостоятельно

Совет: торцовые концы обрабатывайте с особой тщательностью, так как они подвержены большему впитыванию влаги.

Чем покрыть столешницу из дерева

При покупке столешницы, выполненной из мебельного щита, перед собственником обязательно встанет вопрос: чем покрыть деревянную столешницу?
Для того чтобы правильно выбрать, лак, специалисты рекомендуют два наиболее популярных варианта, о которых мы расскажем в этой статье. Также наши профессиональные консультанты готовы ответить на ваши вопросы по обработке изделий из дерева по телефону, указанному на сайте.

Требования экологической безопасности дают простой ответ на вопрос «Чем обработать деревянную столешницу». Ответ один – маслом! Именно масляная пропитка в своем составе содержит исключительно натуральные, природные вещества и компоненты. Кроме того, поверхность сохраняет натуральную природную текстуру, выгодно подчеркивает красоту и благородство древесины.

В каких случаях, принимая решение, чем пропитать панель, следует выбор сделать в пользу масла?

  • Если изделие из мебельного щита изготовлено из особо ценных или экзотических пород дерева.
  • Некоторые экзотические виды древесины (американский орех, канадский кедр и т.п.) содержат в своем составе достаточно большое количество натуральных масел, которые нецелесообразно «закупоривать» под слоем лака.
  • Масло спокойно реагирует на изменения условий эксплуатации и сохраняет древесину в целости и сохранности при резком повышении или понижении температуры.

Остались вопросы или хотите купить мебельный щит? Звоните нам по телефону, который указан на сайте.

При покупке столешницы, выполненной из мебельного щита, перед собственником обязательно встанет вопрос: чем покрыть деревянную столешницу?
Для того чтобы правильно выбрать, лак, специалисты рекомендуют два наиболее популярных варианта, о которых мы расскажем в этой статье. Также наши профессиональные консультанты готовы ответить на ваши вопросы по обработке изделий из дерева по телефону, указанному на сайте.

Как правильно лакировать и полировать мебель

Лакированием полирование является очень распространенным методом отделки столярных изделий, основным образом мебели. Для этого используют спиртовые, масляные и нитроцеллюлозные лаки.

Лаковые прозрачные покрытия защищают древесину от действия воды и пыли, придают поверхности мощный сияние, а текстуре контрастность.

Масляные лаки образуют крепкие влагостойкие покрытия с мощным блеском; их используют для изделий, находящихся в местах с завышенной влажностью воздуха. Спиртовые лаки дают мягкий сияние, образуемая пленка недостаточно влагостойка; их используют для отделки мебели, не подвергающейся действию переменных температур и влажности.

Нитролаки используют для внешних и внутренних работ. Они образуют покрытия с мощным блеском и поболее влагостойки, чем спиртовые лаки.

Лаки представляют собой растворы смол в масле, этиловом спирте либо остальных растворителях. Они поступают в продажу в готовом виде. Различают лаки жирные и тощие. Жирные лаки с небольшим содержанием смолы различаются высочайшей эластичностью и стойкостью к атмосферным осадкам, они используются основным образом для внешних работ. Тощие лаки содержат больше смол, дают менее эластичную пленку, но сохнут скорее.

Масляные лаки высыхают медлительно, около 48 часов.

Для отделки мебели пригодны и нитролаки, но лишь те, которые можно наносить кистью либо тампоном. Лаки, предназначенные для распыления пульверизатором, для нанесения кистью либо тампоном непригодны. Перхлорвиниловые лаки находят в крайнее время обширное применение в отделке столярных изделий. Пленки этих лаков имеют высшую стойкость к переменной температуре и дают неплохой глянец.

Спиртовые лаки высыхают вполне за 30—40 минут. Масляные и спиртовые лаки можно наносить на поверхности изделий кистью либо тампоном.

Все лаки делятся по цвету на светлые и цветные, либо пигментированные. При покупке лака нужно обращать внимание на его заглавие и методы внедрения, которые указаны на этикетке.

В процессе выполнения лакирования и полирования древесину частенько приходится отбеливать, обессмоливать, удалять ворс, потом красить прозрачными красителями, заполнять поры.

Для выполнения работ по подготовке изделий к лакировке и полировке необходимы кисти-ручники либо флейцы и непременно тампоны. Крайние находят самое обширное применение.

Тампон — это мягкий мяч размером с куриное яйцо либо несколько больше, изготовленный из ваты, обернутой марлей либо иной хлопчатобумажной тканью. Но вата достаточно скоро слипается в комок, а хлопчатобумажная ткань от трения о поверхность древесины оставляет на ней обрывки волокон, что загрязняет покрытие. Лучше сделать тампон из шерстяной ткани либо трикотажа, обернутого мягкой и незапятанной льняной тканью. Шерсть умеренно выделяет лак, а льняная ткань не оставляет ворса.

Рекомендуется иметь два-три тампона, потому что нельзя одним и тем же тампоном делать лакирование либо полирование и порозаполнение с пемзой.

Недопустимо макать тампон в лак; крайний следует наливать в тампон в таком количестве, чтоб при маленьком нажиме на тампон он оставлял на поверхности древесины ровненький и узкий слой. До начала работы рекомендуется на пробных мазках отрегулировать силу нажима тампона в зависимости от степени заполнения его лаком.

В процессе лакирования выжимать лак из тампона руками не следует; по мере расходования лака тампон развертывают, расправляют снутри его вату либо шерстяную ткань, добавляют необходимое количество лака и собирают углы. Одним и тем же тампоном можно наносить и тонкие, и жирные слои лака, что зависит от силы нажима на него.

Тампон, заполненный лаком, приставляют к поверхности изделия, слегка жмут и стремительными продольными движениями вдоль волокон древесины наносят слои лака.

По боковым сторонам тампона частенько появляется затвердевшая пленка лака. Таковой тампон для предстоящей работы непригоден. Его следует заменить новым либо же сполоснуть внешную оболочку в спирте и поменять вату.

Отбеливание создают тогда, когда на поверхности изделия оказываются пятна от казеинового клея либо сама древесина имеет неравномерную окраску, к примеру крышка стола, собранная из отдельных досок с разной окраской.

Отбеливание почаще всего применяется при окраске мебели в светлые тона.

Ежели изделие будет окрашиваться в светлые тона, то обессмоливание нужно создавать 25-процентным веществом ацетона, для чего 1 часть ацетона смешивают с 4 частями воды. Следует учесть, что раствор огнеопасен. Работу нужно делать в проветриваемом помещении,

Неплохим отбеливающим составом является 15-процентный аква раствор перекиси водорода с добавлением нашатырного спирта в таком количестве, чтоб состав получил мощный запах. Этим составом смачивают поверхность и оставляют на несколько дней, после этого древесина становится совсем белой.

Обессмоливание нужно для удаления смолы из древесины хвойных пород. Ежели этого не сделать, то под влиянием завышенной температуры смола может выходить на поверхность изделия и портить отделочное покрытие.

Смолу, выступившую на поверхность, убирают методом соскабливания; более полное удаление смолы делается растворами ацетона, бензина, скипидара.

Обширно используют 5—6-процентный раствор кальцинированной соды либо 4—5-процентный раствор каустической соды. Для приготовления раствора берут 5—б г кальцинированной соды либо 4—5 г каустической, растворяют их в сто г горячей воды. Сиим веществом протирают древесину тряпкой либо травяной щеткой, после этого омыленную смолу смывают теплой водой.

При обессмоливании сразу можно создавать и отбеливание, добавляя на 1 л обессмоливающего состава 50— 60 г белильной либо хлорной извести. Нанесенный состав оставляют на поверхности древесины приблизительно на 30—-60 минут и потом смывают его слабым веществом соляной кислоты (крепость раствора не более 1 %). Заместо кислоты можно использовать мыльный раствор, приготовляя его из 1 л воды на 20 г мыла.

Читайте также:  Как правильно разбавить акриловый лак?

Работу с едкими щелочами следует делать в резиновых перчатках. От деяния соды древесина несколько темнеет, потому в предстоящем её окрашивают в более черные тона.

Обессмоленную древесину следует отлично промыть теплой водой, просушить и приступить к удалению ворса.

Прозрачное крашение делается при помощи разных красителей.

Красители для прозрачного крашения древесины бывают прямые, главные, кислотные, протравные и проявляемые. Для работы почаще всего используют кислотные красители, которые отлично растворяются в воде и дают калоритные светостойкие цвета. Используют анилиновые красители, которыми окрашивают хлопчатобумажные и шерстяные ткани, также меха. Не считая их, продаются особые красители для древесины, которые называют морилками. Красители и морилки растворяют в горячей кипяченой воде и фильтруют через марлю. Сухого красителя берут такое количество, чтоб получить раствор подходящего цвета, но при многократном нанесении слабым веществом можно получить любые тона. Для получения более крепкой окраски раствор следует подогревать. Чтоб получить ровненькую окраску, раствор нужно наносить на древесину за два раза с 5-минутной выдержкой.

При помощи аква растворов этих красителей можно имитировать древесину распространенных пород под редкие и ценные породы дерева. При выборе красителей следует учесть различную их способность вступать в хим реакцию, к примеру с дубильными веществами, имеющимися в древесине дуба и каштана. Потому перед окраской того либо другого изделия нужно сделать пробу на кусочке древесины той же породы.

Есть методы поверхностного и глубочайшего крашения; 1-ый из их больше пригоден для прозрачной отделки. Древесина имеет непростой состав и неравномерное строение, в одном и том же кусочке имеются плотные и пористые места. Состав, строение и цвет древесины оказывают существенное влияние на крашение. К примеру, сучки окрашиваются плохо, избыток смолы на отдельных частях поверхности отрицательно сказывается на равномерности окрашивания. Влага также препятствует проникновению в древесину красителя, понижает его красящую способность.

Чтоб составить раствор такового цвета, при помощи которого можно было бы получить неплохую окраску под ту либо другую породу дерева, красители смешивают. При всем этом следует знать, что кислотные красители можно смешивать лишь с кислотными, главные — с основными.

Так, к примеру, для окрашивания древесины березы в красновато-коричневый тон нужно взять 4 г Бейца N 12, 1 г красителя “Рубин”, 1 г красителя “Маринго”, 200 г воды. Для крашения в вишневый цвет составляют раствор из красителей: 1 г кислотного хрома желтого Н, 5 г хрома кофейного К, 1,5 г кислотного темного, 5 г нашатырного спирта, 500 г воды. Для имитации березы под орех используют: ореховую морилку — 5 г, Бейц N 10 — 0,5 г, разведенные в 250 г воды. Под красноватое дерево: Бейца N 12 — 5,25 г, “Рубин” — 1 г, “Маринго” — 1,25 г, воды — 250 г.

Древесину березы, сосны, ели, лиственницы и бука можно окрасить в коричневый цвет веществом: 3 г кислотного хрома кофейного, 2 см уксусной кислоты, алюминиевых квасцов 11 г, воды 1 л. Древесину дуба, тополя, бука и граба окрашивают в темный цвет водорастворимым нигрозином, которого берут на 250 г воды 12,5 г.

Под какую же древесину лучше всего окрашивать изделия? Мы рассмотрим обыкновенные породы древесины, которые отлично имитируются под более ценные.

Береза отлично имитируется под сероватый клен и грубо — под орех. Дуб, осина и тополь грубо имитируются под темное дерево, ель — под орех и красноватое дерево. Вяз, ольха, вишня и груша отлично имитируются под красноватое дерево, слива, яблоня и граб — под темное, бук — под красноватое дерево и грубо — под орех и темное, кедр грубо имитируется под красноватое дерево, клен — под розовое и темное дерево, также под полисандр.

Чтоб окрасить древесину в подходящий цвет, следует совсем кропотливо подобрать цвет красителя. Потому частенько приходится смешивать два-три и поболее красителей. Для начинающих столяров и любителей лучше воспользоваться готовыми красителями-морилками.

Протирку выполняют опосля крашения. Изделие следует отлично просушить и произвести протирку, чтоб удалить излишки красителя, который вуалирует текстуру древесины, также для того, чтоб сгладить поднявшийся в процессе крашения мелкий ворс. Для этого маленький древесный брусок обертывают фланелью либо сукном в два-три слоя, накладывают протирочный материал — шкурку N 6 либо 5, конский волос либо узкую несмоляную стружку.

Протирку нужно делать по совсем сухой поверхности и непременно вдоль волокон древесины с легким нажимом на брусок. В процессе работы нужно смотреть за тем, чтоб не стереть слой красителя и не обнажить неокрашенную древесину. Опосля протирки поверхность обязана иметь слабый глянец.

Выполнив протирку, приступают к порозаполнению.

Порозаполнение, либо грунтовка, выполняется для того, чтоб закрыть либо заполнить имеющиеся на поверхности древесины мелкие отверстия. Опосля лакирования либо полирования они оставляют на поверхности как бы мелкие точки, сильно снижая качество отделки.

Чтоб заполнить эти поры и создать беспористую поверхность, на которой лак либо политура ложились бы на плотное основание, создают грунтовку.

Для выполнения работы используют разные материалы. К примеру, пемзу в виде узкого порошка, время от времени приготовляют простую либо подкрашенную под цвет древесины мастику.

Грунтование восковыми пастами либо вощением не отдаёт того свойства, которое предъявляется к завышенным отделкам, в индивидуальности под полировку. Потому заместо воска используют особые мастики либо сухие порошкообразные материалы.

До начала грунтования поверхность древесины обязана быть отлично подготовлена, окрашена прозрачными красителями, вполне удален ворс.

Грунтование выполняют в последующем порядке. Деталь укладывают горизонтально на высоте 60—70 см от уровня пола. Потом берут два кусочка пемзы с отлично притертыми плоскостями и трут их один о иной (либо толкут пемзу в ступке), просеивают через-старый капроновый чулок и насыпают пемзовую пудру в марлевый мешочек, который сшивают из 2-3 слоев марли.

В тампон наливают спиртовой лак либо политуру и круговыми движениями наносят их на поверхность. На свеженанесенный лак либо политуру наносят пемзовую пудру. Посыпав пудрой поверхность, приставляют к ней тампон и создают втирание заполнителя в поры дерева, смешивая его с лаком либо политурой. Грунтование создают до тех пор, пока все поры не будут заполнены.

Когда нет пемзы, то мастику можно приготовить из натуральной олифы либо 34 весовых частей оксоли, 9 весовых частей скипидара, 3 весовых частей сиккатива, 54 весовых частей крахмала. Крахмал смешивают со скипидаром, потом с сиккативом и лишь после чего с олифой. Опосля тщательного перемешивания мастику берут тампоном либо тряпкой и втирают в поры древесины, снимая излишки шпателем либо резиновой полосой.

Мастику можно приготовить из 10 весовых частей олифы оксоль, 2 весовых частей сиккатива, 30 весовых частей скипидара, 15 весовых частей канифоли и 70 весовых частей талька. Канифоль плавят на водяной бане, льют туда скипидар и сиккатив, смешивают все это с олифой и насыпают туда тальк. Мастику наносят так же, как это было указано выше. Не считая этих мастик, имеются и остальные.

Грунтовку можно сделать из 60 весовых частей олифы оксоль, 30 весовых частей скипидара, охры, умбры либо другого сухого пигмента (10 весовых частей). Пигмент зависит от цвета древесины.

Высыхают грунтовки в среднем через день. Грунтованные поверхности кропотливо осматривают и, ежели имеются дефекты, создают повторную грунтовку.

Шлифование грунтовки делается опосля того, как она отлично высохла. Во время шлифования убирают все следы грунтовки, оставляя её лишь в порах. Для шлифовки используют шкурку N 8. Шлифовку выполняют так: берут древесный брусок, обертывают его фланелью либо грубым сукном, а потом шкуркой и шлифуют вдоль волокон древесины без мощного нажима на брусок до тех пор, пока не получится гладкая ровненькая поверхность без пор и ворса. Пыль убирают незапятанной сухой тряпкой либо щеткой. Ежели на поверхности окажутся поры, грунтовку лучше всего повторить. Опосля грунтования изделие покрывают лаком — лакируют либо полируют.

Читайте также:  Особенности применения и обзор характеристик лака ФЛ-98

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Масляные лаки образуют крепкие влагостойкие покрытия с мощным блеском; их используют для изделий, находящихся в местах с завышенной влажностью воздуха. Спиртовые лаки дают мягкий сияние, образуемая пленка недостаточно влагостойка; их используют для отделки мебели, не подвергающейся действию переменных температур и влажности.

Расход

Расход лака ПФ-170 зависит от ряда факторов:

  • характера окрашиваемой поверхности; рабочей вязкости лака;
  • метода нанесения лака;
  • толщины одного слоя;
  • числа наносимых слоев;
  • расход лака на однослойное покрытие — 70-75 г/м2

Лаки классифицируются по множеству параметров, например:

Подготовительные работы для основания

Перед тем, как нанести на поверхность лаковый состав, ее следует заранее подготовить, и сюда будут входить следующие работы:

  1. Металлические основание следует очистить от различных типов загрязнений. С него стоит удалить ржавчину, следы коррозии, окалину. Для очищения можно применять наждачную бумагу ил даже шлифовальный электрический инструмент. Металл следует очищать до блеска, по всей основе в одинаковой мере. Если на некоторых участках была окалина, то допускаются небольшие затемнения после очищения. В конце следует стереть пыль влажной тряпкой, а также удалить загрязнения жирового и биологического типа. В идеале, тряпочку следует смачивать в растворителе, чтобы очищение было максимальным, а после этого металл стоит протереть сухой тканью.
  2. Перед нанесением лака ПФ-170 деревянное основание тоже следует тщательно подготовить. Для начала с древесины удаляют все типы загрязнений, пятна жира, остатки старых материалов отделки, а после этого древесину следует отшлифовать. Когда она станет гладкой, ровной, то следует провести обезжиривание посредством растворителя, и снова очистить основание от пыли. До нанесения лаковой смеси, на древесное изделие стоит нанести средство для заполнения пор, морилку или даже олифу.

Обратите внимание, что если лаковый состав будет нанесен на необработанную, новую деревянную поверхность, то ее для начала потребуется покрыть алкидным составом для того, чтобы защитить материал натурального происхождения. Также средство будет улучшать уровень адгезии и технические параметры лака.


Далее предлагаем рассмотреть основные технические характеристики лакового средства:

Разбавитель

Лак ПФ-170 разбавляют ксилолом или сольвентом.

Перед нанесением поверхность очистить от грязи и пыли. Лак наносится методом распыления или кистью в 2 слоя. При необходимости разбавить вышеуказанным разбавителем.

Подготовка основания

Прежде чем наносить лак на поверхность, ее предварительно нужно подготовить. В подготовку включаются следующие работы:

  • металлическое основание очищается от любых загрязнений. С него удаляется ржавчина, следы коррозии, окалина. Для очистки можно использовать наждачную бумагу или электрический шлифовальный инструмент. Металл необходимо очистить до блеска, по всей основе одинаково. Если на определенных участках была окалина, то допускаются небольшие затемнения после очистки. В конце влажной тряпкой с поверхности удаляется пыль, а также биологические и жировые загрязнения. Желательно тряпку смочить в растворителе, чтобы очистка была максимальной, после чего металл протирается сухой тканью;
  • деревянное основание перед нанесением лака ПФ-170 нужно подготовить. С дерева удаляются все загрязнения, жирные пятна, остатки старых отделочных материалов, после чего древесина шлифуется. Когда она будет гладкая и ровная, проводится обезжиривание растворителем, и основа очищается от пыли. Перед нанесением лаковой смеси, на древесное изделие желательно нанести порозаполнитель, олифу или морилку.

Если лак будет наноситься на новую, необработанную деревянную поверхность, ее сначала нужно грунтовать алкидным составом для защиты материала, улучшения адгезии и технических характеристик лака.

Если лаковый раствор хранился на морозе, перед его нанесением важно выдержать его при комнатной температуре в течение суток. Если состав сверху покрылся пленкой, ее необходимо снять, а смесь профильтровать.

Основные свойства и характеристики ПФ-170

Лак ПФ-170 – это однородная смесь без использования растворителей. В результате покрытия лаком изделия могут эксплуатироваться в абсолютно любых погодных и климатических условиях. Окрашенная поверхность пластична, она не трескается и не подвергается деформациям, устойчива к воздействию воды, коррозии и перепадам температуры воздуха. Чтобы получить необходимую консистенцию в лак добавляют растворитель – ксилол или сольвент – это способствует разбавлению средства для дальнейшего использования. При этом следует учесть, каким образом лак будет наноситься на поверхность: с помощью кисточки, распылителя или валика, от этого зависит густота средства. Производители допускают добавление в средство алюминиевой пудры ПАП-2 (при соотношении 1:15), в результате чего получается полуглянцевое покрытие, которое имеет отличные характеристики даже при температуре 300 градусов. Купить лак пф-170 можно у нас по выгодной цене.

Компания “Все краски” работает в г. Москва и предоставляет своим клиентам качественные, проверенные временем лакокрасочные материалы по доступной цене.

Цвет по йодометрической шкале, мг I2/100 см3, не темнее

Подготовка поверхности

Перед тем, как лакировать изделие, его необходимо предварительно подготовить:

  1. Металлическую поверхность очистите от загрязнений.
  2. Удалите окалину и ржавчину. Для этого используйте шлифовальную шкурку или кордщетку (по необходимости). Поверхность должна быть одинаково шероховатой и по всей площади иметь металлический блеск. Допускаются легкие затемнения на участках, где была окалина.
  3. После этого очистите область лакирования от пыли, жировых и биологических загрязнений. Протрите ветошью, смоченной в Уайт-спирите, а потом сухой тканью.

При работе с изделиями из древесного массива или стружки, поверхность необходимо циклевать (если требуется) и отшлифовать. Когда покрытие станет ровным и гладким, его также нужно обезжирить и очистить от пыли. Перед нанесением лака деревянный элемент можно обработать порозаполнителем, морилкой или олифой.

На заметку. Если будет лакироваться необработанная древесина, то предварительно ее необходимо покрыть алкидной грунтовкой для защиты.

Перед тем, как лакировать изделие, его необходимо предварительно подготовить:

Хранение

Хранить лак в плотно закрытой таре, предохраняя от влаги и прямых солнечных лучей.

6 Эластичность пленки при изгибе, мм, не более

Лаки ПФ-170 и ПФ-171. Технические условия

Стандарт распространяется на лаки ПФ-170 и ПФ-171, представляющие собой растворы в органических растворителях пентафталевой смолы, модифицированной высыхающим (лак ПФ-171) или полувысыхающим (лак ПФ-170) растительным маслом с добавкой сиккатива. Лаки ПФ-170 и ПФ-171 предназначаются для получения атмосферостойких покрытий по предварительно подготовленной поверхности из алюминия и его сплавов и в качестве добавки в глифталевые и пентафталевые эмали для повышения блеска покрытий.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЛАКИ ПФ-170 И ПФ-171

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 15907-70

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЛАКИ ПФ-170 и ПФ-171

Технические условия

Varnishes ПФ-170 and ПФ-171.

Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 4 мая 1970 г. № 612 срок введения установлен

Проверен в 1984 г. Постановлением Госстандарта от 10.07.84 № 2453 срок действия продлен

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на лаки ПФ-170 и ПФ-171, представляющие собой растворы в органических растворителях пентафталевой смолы, модифицированной высыхающим (лак ПФ-171) или полувысыхающим (лак ПФ-170) растительным маслом с добавкой сиккатива.

Лаки ПФ-170 и ПФ-171 предназначаются для получения атмосферостойких покрытий по предварительно подготовленной поверхности из алюминия и его сплавов и в качестве добавки в глифталевые и пентафталевые эмали для повышения блеска покрытий.

(Измененная редакция, Изм. № 3 )

Лаки должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.

Читайте также:  Выбираем яхтный лак для работ по дереву – разновидности свойства и применение

Меры безопасности

Лак токсичен и пожароопасен. Не работать вблизи открытых источников огня. Работы производить при хорошей вентиляции с применением средств индивидуальной защиты. Высушенное покрытие не оказывает вредного воздействия на организм человека.

8. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более

Примечания

Необходимо помнить, что пока не просохнет слой находящийся снизу, следующий наносить нельзя. К каждому этапу лакирования приступаем не раньше чем через 24 часа после предыдущего, тогда покрытие будет одинаковым, без трещин и участков, где материал «послезал». Полноценно поверхность просохнет через 72 часа при температуре 20±2 °C.

После проведенных работ по окраске инструмент следует внимательно вымыть от излишков материала. Лучше всего применять растворитель (ксилол, сольвент, Уайт-спирит). Остаток лака закрывают в заводской таре до последующего использования.

Лак держат вдалеке от пищевых продуктов, техники для отопления, электоприборов, в местах, недоступных детям. Главное оберегать его от нагревания, проникания прямого солнца и влаги.

1а. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1а.1. Лаки марок ПФ-170 и ПФ-171 являются легковоспламеняющимися и токсичными материалами, что обусловлено входящими в их состав свойствами растворителей .

Предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны производственных помещений, мг/м 3

Концентрационные пределы воспламенения, % (по объему)

Бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3 ).

1 a .2. Пары растворителей при повышенной концентрации в воздухе рабочей зоны оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки глаз, дыхательных путей и кожу.

1а.3. При производстве, применении и испытании лаков должны соблюдаться требования пожарной безопасности и промышленной санитарии по ГОСТ 12.3.005-75 .

(Измененная редакция, Изм. № 3 ).

1а.4. Все работы, связанные с изготовлением и применением лаков, должны проводиться в цехах, снабженных общеобменной вентиляцией и противопожарными средствами. Для тушения пожара применяют песок, кошму, огнетушители марок ОП-5, ОУ-2, ОУ-5, тонкораспыленную воду.

1а.5. Лица, связанные с изготовлением и применением лаков, должны быть обеспечены специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011-87 .

(Измененная редакция, Изм. № 3 ).

1 a .6. Контроль за соблюдением предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу, утвержденных в установленном порядке, должен производиться в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78.

Все жидкие отходы, образующиеся после фильтрования промывки оборудования, коммуникации, чистки окрасочных камер в виде загрязненных растворителей и использованных фильтров, должны быть собраны в специальные авто цистерны и емкости и подвергнуты сжиганию на установках бездымного сжигания.

Твердые отходы подлежат захоронению в соответствии с требованиями санитарных правил накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов № 3183-84 от 29 декабря 1984 г.

(Введен дополнительно, Изм. № 3 ).

Предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны производственных помещений, мг/м 3

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1, 2.2. (Исключены, Изм. № 1).

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3 ).

2.4. (Исключен, Изм. № 1).

Время высыхания допускается определять на пластинках из оконного стекла ГОСТ 111-78 толщиной 2 мм размером 90 ´ 120 мм.

Лаки перед испытанием тщательно перемешивают. Цвет по йодометрической шкале, массовую долю нелетучих веществ, условную вязкость, кислотное число определяют в неразбавленном лаке.

Эластичность пленки при изгибе определяют на пластинках из черной жести размером 20 ´ 150 мм.

Остальные показатели определяют на пластинках из черной жести толщиной 0,25 – 0,28 мм размером 70 ´ 150 мм. Пластинки для нанесения лака подготавливают по ГОСТ 8832-76 разд. 3. Испытуемый лак разбавляют смесью бензина-растворителя для лакокрасочной промышленности с ксилолом до вязкости 22 – 28 с по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4), фильтруют через сетку 02К ГОСТ 6613-86 , наносят краскораспылителем, а для определения внешнего вида – наливом на подготовленные пластинки в один слой. Пластинки с нанесенным покрытием для всех испытаний, кроме определения стойкости к статическому воздействию воды, сушат в течение 3 ч при 90 – 95 °С.

Для определения стойкости пленки к статическому воздействию воды сушку производят или в течение 3 ч при 90 – 95 °С или при (20 ± 2) °С в течение 72 ч для лака ПФ-170 и 48 ч для лака ПФ-171. Перед горячей сушкой пластинки выдерживают на воздухе 30 мин, при этом пластинку для определения внешнего вида ставят под углом 45° для стекания избытка лака. Вместо распыления допускается нанесение лака на пластинки кистью при вязкости 40 – 60 сек по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4). Толщина пленки после высыхания должна быть 18 – 23 мкм (за исключением пленки для определения внешнего вида). После горячей сушки пластинки перед испытаниями выдерживают на воздухе при (20 ± 2) °С в течение 3 ч.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3 ).

2.6. (Исключен, Изм. № 2).

2.8. Массовую долю нелетучих веществ определяют по ГОСТ 17537-72 . Для этого навеску испытуемого вещества массой 1,50 – 2,00 г помещают в сушильный шкаф и выдерживают при температуре (140 ± 2) °С. Первое взвешивание производят через 1,5 ч выдержки в шкафу, а последующие – через 30 мин до постоянной массы.

Допускается определение массовой доли нелетучих веществ под инфракрасной лампой при температуре (140 ± 2) °С. При разногласиях в оценке данного показателя окончательным результатом является определение в сушильном шкафу.

(Измененная редакция, Изм. № 3 ).

(Новая редакция, Изм. № 3 ).

2.8 2.10. (Измененная редакция, Изм. № 2).

2.11. (Исключен, Изм. № 1).

2.12.1. Применяемые реактивы и растворы:

спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-87 , высший сорт; толуол по ГОСТ 5789-78; спирто-толуольная смесь в весовом соотношении 1:1;

фенолфталеин (индикатор) по ГОСТ 5850-72, 1 %-ный спиртовой раствор;

фенолфталеин (индикатор), спиртовой раствор с массовой долей 1 % по ТУ 6-09-5360-87;

гидроокись калия, спиртовой раствор концентрации с (КОН) = 0,1 моль/дм 3 (0,1 н.) .

2.12.2. Проведение испытания

Навеску лака 2,50 – 5,00 г , растворяют в 30 см 3 нейтральной спирто-толуольной смеси. Полученный раствор титруют раствором гидроокиси калия в присутствии фенолфталеина.

Кислотное число (считая на основу) Х1 в мг КОН вычисляют по формуле

где V – объем раствора гидроокиси калия концентрации точно 0,1 моль/дм 3 , израсходованный на титрование, см 3 ;

т – масса навески лака, г;

X – массовая доля нелетучих веществ, определяемая по п. 2.8 , %;

5,6 – количество гидроокиси калия, содержащееся в 1 см 3 раствора гидроокиси калия концентрации точно 0,1 моль/дм 3 , мг.

За результат испытания принимают среднее арифметическое трех параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать ±5 %.

2.12.1, 2.12.2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3 ).

2.13, 2.14. (Исключены, Изм. № 2).

2.15. Стойкость пленки к статическому воздействию воды определяют по ГОСТ 9.403-80 , разд. 2. Образец, подготовленный по п. 2.5 , помещают на 2 /3 его высоты в дистиллированную воду по ГОСТ 6709-72 . После испытания образцы выдерживают на воздухе при (20 ± 2) °С 30 мин, протирают сухой замшей и осматривают невооруженным глазом, а для лака марки ПФ-171 определяют адгезию. При этом внешний вид пленки должен соответствовать требованиям настоящего стандарта. Для лака марки ПФ-170 допускается слабое поматовение и побеление пленки.

Адгезию лака марки ПФ-171 определяют по ГОСТ 15140-78, разд. 2, при этом адгезия лака должна быть не менее 1 балла.

2.16. Определение стойкости пленки к статическому воздействию бензино-толуольной смеси проводят по ГОСТ 9.403-80 , разд. 2. Образец, подготовленный по п. 2.5 , помещают на 2 /3 его высоты в смесь бензина марки Б-70 с толуолом ( ГОСТ 9880-76 ) в соотношении по массе 3:2. После испытаний образцы выдерживают на воздухе при (20 ± 2) °С в течение 30 мин и осматрива ют невооруженным глазом. Пленка не должна изменяться по внешнему виду.

2.15, 2.16. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2.8 2.10. (Измененная редакция, Изм. № 2).

Ссылка на основную публикацию