Герметики для устранения течи в системе отопления дома: виды и свойства

Виды жидких герметиков, их преимущества и недостатки

Жидкие герметики могут классифицироваться по составу:

  1. Акриловые. Неустойчивы к температурным изменениям;
  2. Полиуретановые. Пластичны, имеют хорошую адгезию с металлами, не боятся ржавчины и перепадов температуры;
  3. Силиконовые. Не теряют эластичность и водонепроницаемость в тепле и холоде, долговечны и универсальны.

Факт! Силиконовый герметик, в состав которого входит уксусная кислота, не подходит для работы с металлическими деталями. Кислота станет причиной быстрого коррозийного процесса.

Совет! В случаях, когда конкретное место течи обнаружить не удается, перед использованием жидкого герметика стоит убедиться в корректной работе расширительного бачка. Неисправность мембраны последнего вызывает снижение давления в системе отопления.

Старые способы уплотнения

Различают три основных вида герметика по назначению. Первая разновидность – для герметизации мест соединений труб. Вторая – для наружного применения, используются для ремонта труб. Третья – это герметизирующие составы для заливки в отопительную систему. Для нашего обзора этого более чем достаточно.

Многие из нас помнят, что раньше никакой герметик для отопления не использовался. Его роль играла ФУМ-лента, которая до сих пор в строю. Она представляет собой фторопластовую плёнку, хорошо растягивающуюся и способную герметизировать трубопроводы различного назначения. Она применяется при монтаже систем отопления, используется при прокладке водопровода. Будучи намотанной на резьбовое соединение, она обеспечивает отличную герметичность.

Вместо фторопластового уплотнительного материала нередко применяется синтетический лён. Это тонкая гибкая нить более универсального использования – она подходит для газопроводов, водопроводов и систем водяного отопления. Многие специалисты, выбирая между ФУМ-лентой и льном, делают выбор в пользу последнего.

Если в отопительной системе циркулирует антифриз, то рекомендовано покупать герметик, который соответствует температурным свойствам антифриза. Хорошей идеей будет покупка тиоколового состава, поскольку он выдерживает большие температурные перепады. Во время герметизации труб антифриз удаляют из системы отопления, так как большинство даже самых гибких герметичных веществ приобретают термоустойчивость после полного застывания.

Разновидности герметиков

Предупредить появление протечек или устранить имеющуюся течь можно следующими составами:

  • Жидкие средства для герметизации. Их заливают в поврежденный отопительный прибор, где они сами заполняют зазор.
  • Гелевые составы наносят непосредственно на место повреждения.

Оба вида герметика для труб отопления характеризуются своими особенностями, о которых следует узнать более подробно.


Следует выделить несколько категорий герметика для батарей отопления:

Подготовительные мероприятия перед заправкой герметика

Перед покупкой нужно определиться с выбором герметика. Тип раствора зависит от типа отопительного котла и вида теплоносителя. Не всем котлам подходит один и тот же жидкий герметик. Ошибки при выборе герметика и неправильное использование приводят к закупорке трубных соединений.

Концентрация вяжущего вещества в воде отопительной системы важна для купирования течи. Она зависит от объема теплоносителя и количества потери воды за сутки, до 80 л общего количества воды используется 1 л герметика. Расчет объема выводится из произведения метража всех труб отопления на их диаметр. К результату добавляются суммы объемов всех котлов и батарей. Эти значения указываются в технических характеристиках, уточнить их можно, ознакомившись с паспортом устройства.

Совет! Существует более простой, но трудоемкий способ выяснения количества воды в системе – разлить слитую жидкость по емкостям с известным объемом (бакам, ведрам).

Совет! Существует более простой, но трудоемкий способ выяснения количества воды в системе – разлить слитую жидкость по емкостям с известным объемом (бакам, ведрам).

Тип герметика

Герметизирующие материалы, используемые для ремонта элементов системы выхлопа, делятся на несколько типов, отличающихся своими эксплуатационными характеристиками.

  • Клей для ремонта выхлопной системы. Подобные составы предназначены для заделки небольших отверстий и/или трещин в выхлопной трубе и прочих частей. Как правило, создается на основе стекловолокна и дополнительных присадок. Отличается тем, что быстро застывает (примерно за 10 минут). Устойчив к термическим нагрузкам, однако при сильных механических нагрузках может также дать трещину.
  • Монтажная паста. Обычно используется для обработки фланцевых и рукавных соединений. Как правило, используется при монтаже новых деталей или при ремонте и установке отремонтированных. Под воздействием высоких температур быстро застывает и долго держит свои свойства.
  • Герметик для глушителя. Это один из наиболее распространенных вариантов. Выполняется на базе силикона с термическими присадками. Может использоваться как в качестве профилактического, так и ремонтного средства. Силиконовый герметик можно использовать непосредственно в глушителе, трубах, резонаторе, выпускном коллекторе. Застывает не сразу.
  • Цемент для глушителя. Эти составы обладают очень большой твердостью и выдерживают наибольшую температуру. Однако их можно использовать для ремонта лишь неподвижных частей — корпусов глушителя, резонатора, а также для обработки стыков. Цемент очень быстро высыхает под воздействием высокой температуры.
Читайте также:  Устраняем течь в системе охлаждения автомобиля с помощью герметика Liqui Moly

Из недостатков отмечается то, что термостойкий керамический герметик DoneDeal очень быстро засыхает, поэтому работать с ним нужно быстро. Кроме этого, он достаточно вредный, так что работать нужно в хорошо проветриваемом помещении, а на руки одевать перчатки.

Как использовать?

Инструкция по применению довольно проста. Достаточно очистить поврежденную поверхность от грязи и нанести состав из тюбика. Удалять коррозию не обязательно – многие производители допускают нанесение на ржавую поверхность. Важно, чтобы состав полностью покрыл собой прогоревшее отверстие. Далее нужно подождать время, пока герметик силиконовый термостойкий не приобретет твердый вид. У каждого производителя этот период разный – от 30 минут до 2 часов. Полное затвердевание длится около суток при температуре +20 °C. Какой герметик для глушителя лучше выбрать? Чтобы ответить на этот вопрос, ниже мы составили список самых популярных продуктов, что используются на отечественном рынке.

Важное условие для применения герметика – расположение дефектов только с внешней стороны. Внутренние проблемы решают иным способом – при полной распаковке конструкций. Важно сразу провести осмотр выхлопных деталей, чтобы определить причину поломки.

DoneDeal

На пятом месте располагается продукция малоизвестной в России американской фирмы. Этот герметик имеет короткий срок отвердевания — порядка 2 часов — позволяя скорее перейти к эксплуатации автомобиля после ремонта. Средство имеет термоустойчивость 1400 °С, устойчиво к воздействию влаги и физическим повреждениям. Как и прочие герметики, подходит для работы с любой частью выхлопной системы.

На пятом месте располагается продукция малоизвестной в России американской фирмы. Этот герметик имеет короткий срок отвердевания — порядка 2 часов — позволяя скорее перейти к эксплуатации автомобиля после ремонта. Средство имеет термоустойчивость 1400 °С, устойчиво к воздействию влаги и физическим повреждениям. Как и прочие герметики, подходит для работы с любой частью выхлопной системы.

Герметик или сварка

Для ремонта глушителей могут использоваться оба метода – герметизация пастами и иными составами или сварка. Каждый из них имеет плюсы и минусы. Использование сварки возможно только в условиях ремонтной мастерской, и провести ее без наличия навыков, дорогостоящего оборудования невозможно. Зато такой ремонт будет не менее надежным, чем замена детали на новую, потому элемент выхлопной системы прослужит верой и правдой много лет.

Герметик – незаменимая вещь в «походных условиях», когда ремонт надо провести быстро и качественно. Использовать метод герметизации сможет каждый автолюбитель, знающий, где находится глушитель, никаких особых навыков не требуется. Затраты на заклейку детали будут минимальными, как и время на работу с ней. Зато при помощи герметика невозможно скрепить внутренние узлы системы, да и надежность ремонта будет меньшей, чем после сваривания. Вывод: герметик идеален, когда нет времени и средств на посещение сервиса, он поможет максимально быстро, но на ограниченный срок, решить проблему с поломкой выхлопной системы.

  • тщательно осмотреть все детали, чтобы найти и локализовать область поломки и исключить наличие других дефектов,
  • очистить все элементы от грязи, обезжирить ацетоном, обязательно устранить следы старого герметика, если он применялся ранее,
  • вскрыть упаковку с составом, надеть насадку на носик (она идет в комплекте),
  • нанести шов толщиной 2-3 мм,
  • если требуется, использовать хомуты, накладки, заплаты,
  • оставить герметик для подсыхания на пару минут, соединить детали, выдержать время, указанное в инструкции, и только затем приступить к эксплуатации автомобиля.
Читайте также:  Течет радиатор: выбираем герметик для системы охлаждения двигателя автомобиля

Выбор герметика

Для исправления дефектов глушителя могут использоваться разные составы. Это пасты, клеи, цементы, высокотемпературные средства, комплекты для восстановления. Обычно производители предлагают выбор из нескольких герметиков.

На примере разных компаний рассмотрим, какие есть составы для ремонта:

  • Клей Crc для заделки мелких повреждений в виде трещин. Он быстро высыхает, содержит в своем составе присадки, делающие его термостойким и устойчивым к механическим нагрузкам высокой интенсивности.

  • Паста Crc для соединений отдельных элементов . Отвердевание происходит быстро под воздействием температур. Отличается хорошей устойчивостью к нагрузкам, влаге и другим, агрессивным для выхлопных частей факторам.

  • Герметик Permatex в виде пасты для уплотнения стыков труб резонаторов и глушителей. Выдерживает до 700 градусов, стойкий к влажной среде. Отвердевает за сутки.

  • Комплект Permatex, включающий ленту и проволоку. Лента обрабатывается специальным составом (силикатом натрия), что позволяет ей находиться в среде при температуре до 1095 градусов.

  • Цемент Permatex высокотемпературный для устранения поломок глушителя и резонатора. Подходит также для уплотнения различных швов.

  • Высокотемпературный состав Permatex для металлических деталей применяется с целью соединения элементов. Герметик включает в себя керамические компоненты и вспомогательные вещества, предотвращающие коррозию.

  • Паста Crc для соединений отдельных элементов . Отвердевание происходит быстро под воздействием температур. Отличается хорошей устойчивостью к нагрузкам, влаге и другим, агрессивным для выхлопных частей факторам.

Краткий обзор популярных на рынке продуктов

Рассмотрим несколько популярных в России герметиков для глушителей.

  1. Liqui Moly Auspuff-Reparatur-Paste. Один из наиболее дорогих и эффективных герметиков для высокотемпературных соединений. Выпускается в пластиковых тюбиках объёмом 200 гр. Стоит около 400 рублей. Основная область применения – выхлопные системы автомобилей. Но может использоваться и для других соединений, работающих в условиях высоких температур. Наносится на негерметичный участок выпускного тракта. Первичное отвердевание происходит в течение 15-20 минут работы двигателя на холостом ходу. Без разогрева системы герметик полностью полимеризуется примерно через 12 часов.
  2. ABRO Exhaust System Sealer Cement. Второе по популярности в России средство. Цена за тюбик объёмом 170 грамм – 200-250 рублей. Отличительной особенностью цемента «Абро» выступает способность создавать довольно толстые и прочные заплатки. Гарантированно полимеризуется с набором полной, расчётной твёрдости при толщине слоя до 6 мм. Высыхает до пригодного к эксплуатации состояния за 20 минут работы мотора на холостом ходу. Через 4 часа набирает максимальную прочность.

  1. Bosal Muffler Cement. Недорогой, но довольно эффективный герметик для ремонта выхлопных систем. Тюбик на 190 грамм стоит около 150 рублей. Используется в основном как заполнитель соединительных пустот выпускного тракта. Наносится в сочленения отдельных элементов и под хомуты. После высыхания образует твёрдый цементный слой, который не выгорает.

На рынке есть довольно много других герметиков для выхлопных систем. Все они обладают неплохой эффективностью. И в целом работает правило: чем выше цена, тем прочнее и качественнее будет изолировано соединение или закрыто повреждение.


Автомобилисты в большинстве хорошо отзываются практически обо всех герметиках для ремонта выхлопных систем. Эти герметики обычно используются в двух случаях: монтаж отдельных элементов выпускного тракта с дополнительной изоляцией соединений, или ремонт небольших повреждений.

В каких случаях целесообразно использовать цемент?

Этот материал применяется, если нужно восстановить целостность выхлопной системы, заделать прореху завальцовки или сварочного шва. Паста отличается устойчивостью к высоким температурам – от тепла он становится только более твердым.

Читайте также:  Выбираем лучший герметик для ванной

Герметик применяется в следующих случаях.

  • Для монтажа компонентов новой выхлопной системы. Он наносится на внутренние кольцевые поверхности всех соединяемых деталей. Также с помощью цемента можно уплотнять соединения.
  • Для устранения последствий прогаров. На поврежденный участок с помощью слоя цемента наносится заплатка, которая затем прикручивается саморезами. Паста также наносится поверх крепежных элементов для повышения герметичности.
  • Для восстановления любых деталей системы выхлопа. Поверхность с трещинами или отверстиями очищается, после чего на нее наносится вещество. Если имеются крупные повреждения, используются заплатки.

В ряде случаев устранить повреждения удается с помощью сварки или швов, но цемент гораздо надежнее.

Важно! Герметик можно применять только в том случае, если отверстие имеет сравнительно небольшие размеры, а поврежденная деталь сохранила жесткость. При наличии крупных трещин лучше взять термоленту. Помните, что повреждение соединения бачка и трубы не может быть устранено нанесением склеивающих материалов – нужно полностью менять детали.


Продукция американского бренда, широко распространенная по всему миру. Отличается доступной стоимостью и положительными отзывами автолюбителей. Герметик универсален – его можно использовать не только для восстановления целостности деталей машины, но и в быту, в качестве клея с высокой удерживающей способностью. Вещество способствует снижению уровня шума при работе системы.

Состав выпускной системы

  1. Выхлопной коллектор. Отводит потоки выхлопных газов от каждого цилиндра и объединяет их в два или один (в зависимости от конструкции).
  2. Приемная труба объединяет выхлопные потоки после коллектора в один.
  3. Катализатор. Уменьшает токсичность выхлопных газов путем каталитического окисления CO до CO2.
  4. Резонатор. Первая ступень уменьшения шума выхлопа.
  5. Глушитель. Вторая ступень уменьшения шума выхлопа.

После катализатора в инжекторных двигателях обычно ставиться датчик кислорода так называемый λ-зонд. Поэтому если в выпускной системе перед катализатором есть значительная негерметичность, то это чревато еще и неправильной работой двигателя, так как зонд будет давать показания несоответствующие действительности.

В выпускной системе дизельного двигателя в обязательном порядке присутствует еще и сажевый фильтр.

У турбированных двигателей между выпускным коллектором и приемной трубой ставится корпус ведущий крыльчатки турбины.


Средства для ремонта выхлопной системы делятся на два типа:

Агрегатное состояние

Все высокотемпературные герметики делятся на силиконовые и керамические, от состава зависит устойчивость продукта к постоянным колебаниям и вибрации.


Все высокотемпературные герметики делятся на силиконовые и керамические, от состава зависит устойчивость продукта к постоянным колебаниям и вибрации.

Когда используется лента для глушителя?

Вся выхлопная система состоит из бачков и трубопроводов. Бачки более подвержены прогоранию, так как в них скапливается конденсат, завихряются газы, а толщина металла ниже, чем в трубах. Но бывают ситуации, когда повреждаются сами трубы. Обычно это следствие удара – вылетевший из-под колеса камень, наезд на бордюрный камень или попадание в яму.

Иногда бывает, что во время дождя брызги из-под колес попадают на трубопровод (обычно на приемную трубу, если она не защищена) и из-за перепада температур он дает трещину. Идеальный вариант – заварить поврежденное место, но не всегда есть такая возможность. Именно для таких случаев предназначена термолента.

Ею можно обмотать поврежденный участок и предотвратить просекание выхлопных газов. Единственный недостаток такого материала – термолента неспособна придать жесткости, поэтому в течение некоторого времени поврежденная труба оборвется.


Иногда бывает, что во время дождя брызги из-под колес попадают на трубопровод (обычно на приемную трубу, если она не защищена) и из-за перепада температур он дает трещину. Идеальный вариант – заварить поврежденное место, но не всегда есть такая возможность. Именно для таких случаев предназначена термолента.

Бандаж глушителя 101х5см DONE DEAL

Так как клеящий состав обоих типов не должен подвергаться воздействию воздуха и воды до использования, бандаж глушителя обязательно поставляется в герметичной упаковке с плотной крышкой.

Ссылка на основную публикацию