Виды ландшафтного светодизайна и его задачи

Виды ландшафтного светодизайна и его задачи

  • Главная
  • Светильники
  • Опоры
  • Мачты
  • Молниеотводы
  • Проекты
  • Блог
  • Контакты
  • Общий каталог
  • Уличное
  • Промышленное
  • Архитектурное
  • Для теплиц
  • Опоры освещения
  • Мачты освещения
  • Молниеотводы

Освещение территории озеленения организуют так, чтобы основным элементом выступало здание. Для этого на нем делают те или иные световые акценты. В остальном освещение выполняют с соблюдением баланса. Он предполагает отсутствие чрезмерного контракта между светом на отдельных участках. Акценты при этом делают на зеленых насаждениях, малых архитектурных формах, а также границах территории.

Виды освещения в озеленении и ландшафтном дизайне:

  • Архитектурная подсветка. Направлена на то, чтобы выделить архитектурные особенности здания. Акценты делают на фактуре стен, фрагментах кровли, колоннах, нишах и прочих элементах фасадов. Светильники устанавливают на самом доме или на небольшом расстоянии от него.
  • Маркировочное. Функция этого освещения – выделить контуры территории, чтобы обозначить места передвижений. То есть маркировка позволяет в темноте рассмотреть границы объектов ландшафта. С этой целью применяются светодиодная брусчатка, невысокие столбики-болларды и грунтовые светильники.
  • Подсветка фонтанов. Здесь применяются линейные или точечные подводные светильники со степенью защиты IP68. Вблизи от фонтанов могут устанавливаться осветительные приборы с классом защиты IP65. Широкое применение в этой сфере нашли RGB-прожекторы, которые подсвечивают водяные струи и чашу разными цветами.

При продумывании схемы освещения в ландшафтном дизайне парк или участок стараются распланировать так, чтобы они были поделены на «острова». Сплошной свет, одинаковый на всех частях территории, смотрится скучно. Предварительно стоит продумать концепцию будущего сада или парка, определить его зонирование, стиль озеленения и благоустройство на каждом небольшом участке. Исходя из этого, уже формулируются задачи ландшафтной подсветки. Освещение необходимо организовать:

  • для подъездной дороги;
  • ступеней и лестниц в области перепадов уровней;
  • площадок, дорожек и тропинок;
  • зеленых насаждений;
  • границ земельного участка;
  • зданий и других построек.

Ландшафтная подсветка деревьев, кустарников и цветочных клумб организуется на уровне земли. В случае с одиночными посадками актуальны светильники, устанавливаемые под самой кроной или на стволе. Первый вариант обеспечивает внутреннее свечение кроны, делая ее четко видимой в темном пространстве. Из зеленых насаждений также подсвечивают:

  • альпийские горки;
  • альпинарии;
  • рокарии и пр.

Существует несколько приемов освещения зеленых насаждений:

  • Подсветка снизу. Чаще всего применяется для невысоких насаждений: кустов и живой изгороди. Свет направляется от источника, располагаемого на уровне земли.
  • Подсветка сверху. Позволяет создать впечатление лунного освещения. Светильники устанавливают над элементами озеленения: на стенах, столбах, заборе.
  • Фоновая подсветка. Элементы озеленения не подсвечиваются. Освещается только фон, на котором находятся зеленые насаждения: стены, живые изгороди, забор, отдельные группы кустарников.
  • Пространственное освещение. Позволяет создать эффект глубины пространства сада. Такое освещение организуют путем яркой подсветки дальних объектов и более тусклого света элементов, расположенных на переднем плане.

Наиболее полно требованиям ландшафтного освещения парков и приусадебных участков отвечают светодиодные светильники. У них максимальная светоотдача, они экономичны в расходе электроэнергии, обладают высокой цветопередачей и длительным сроком службы (50-100 тыс. часов).

Существуют разные типы уличных светильников для ландшафтного освещения:

  • Сферические. Особенно распространены в ландшафтной подсветке. Чаще всего устанавливаются на опоры освещения торшерного типа. Шарообразные плафоны равномерно распределяют световой поток.
  • Болларды. Их высота варьируется в пределах 20-150 см. Это могут быть решетчатые плафоны, столбики или брусчатка.
  • Встраиваемые. Их устанавливают в грунт, ступеньки, помосты, стены и другие поверхности. Особенность светильников – не слишком большой угол распространения светового потока. Зато свечение достаточно яркое и интенсивное. Светильники, устанавливаемые непосредственно в грунт, не рекомендуют использовать в холодном климате.
  • Споты. Устанавливаются на стволах и ветвях деревьев, направляются на газоны, дорожки или листву. Такие светильники имеют длинный цилиндрообразный корпус, который позволяет избежать появления бликов. Особенно прочными считаются споты с латунным и медным корпусом. Их практически никогда не приходится ремонтировать и менять.
  • Прожекторы. Обладают широким углом освещения и более ярким светом по сравнению с другими светильниками. Могут использоваться как для направленного, так и для пространственного освещения.

Виды освещения в озеленении и ландшафтном дизайне:

Детали ландшафта, нуждающиеся в подсветке

Ландшафтное освещение предполагает обязательную подсветку некоторых элементов. Прежде всего, это делается для обеспечения безопасности перемещения по территории.

Садовые дорожки. Светильники для них подбирают таким образом, чтобы обеспечить высвечивание всех поворотов и неровностей. Для этого применяются разнообразные виды осветительных приборов, от встроенных в тротуарную плитку до высоких уличных фонарей.

Освещенная садовая дорожка

Все искусственные или естественные препятствия на участке. Это может быть альпийская горка, водоем, клумба, малые архитектурные формы, лестницы, ступеньки или другие элементы.

Имеющиеся архитектурные объекты. Их подсветка может подчеркнуть фактуру, красоту, оригинальность или замаскировать недостатки, зрительно увеличить или уменьшить объект.

Зеленые насаждения. Их подсвечивание выполняет декоративную функцию, поскольку может визуально «оживить» растения и погрузить сад в атмосферу волшебства.

Подсветка зеленых насаждений и беседки

Места отдыха — беседки, внутренние дворики, места для приготовления барбекю. Часто используют двухуровневый рассеянный свет, который создает уют, возможность различать предметы в неосвещенной зоне и комфортно общаться друг с другом.

Пример подсветка беседки

Типы освещения

Можно выделить несколько разновидностей ландшафтного освещения:

  • общий свет;
  • заливающее освещение;
  • маркировочное освещение;
  • архитектурная подсветка;
  • подсветка флоры;
  • подсветка водоемов.

Также отдельно стоит упомянуть освещение ландшафта без использования светильников.


Можно выделить несколько разновидностей ландшафтного освещения:

Какие существуют виды ландшафтного светодизайна?

Освещение ландшафта бывает функциональным и декоративным. Функциональный светодизайн предусматривает освещение пешеходных дорожек фонарями. Установка этих приборов дает возможность человеку свободно передвигаться по определенному участку.

Декоративное или акцентирующее освещение подчеркивает красоту выбранных элементов ландшафта. Оно может выполнять функции, как общего, так и маркировочного светодизайна.

Для объектов, которые работают в вечернее время или ночью, применяют общее освещение, к таким объектам относятся оборудованные места отдыха, танцплощадки, дорожки.

Маркировочный светодизаин объекты не освещает, а только указывает на них, обозначая их контуры.

Для объектов, которые работают в вечернее время или ночью, применяют общее освещение, к таким объектам относятся оборудованные места отдыха, танцплощадки, дорожки.

План освещения в ландшафтном дизайне

Одно из важнейших условий грамотной организации ландшафтного освещения – это сохранность эстетичного вида участка в дневное время. Ни светильники, ни проводка, ни какие-либо шнуры не должны нарушать стиль и оформление двора. Выполнить эти условия можно, подобрав для украшения сада светильники, выдержанные в общем стиле всего сада, либо завуалированные под естественные элементы: камни, корни, деревья, и т.д.

Проект ландшафтного дизайна — это кропотливый труд, требующий профессионального подхода, и который создать своими руками без должного опыта не удастся. Лучше всего не поскупиться, если вы действительно хотите видеть на своем участке гармонию света и ночную сказку, и нанять дизайнера. В этом случае совместно с профессионалом вы сможете создать грамотный план ландшафтного освещения, с учетом всех ваших пожеланий.

Плюс такой подсветки еще и в том, что приобретя такие светящиеся камушки, вы можете сами по своему усмотрению украсить свой участок, как пожелаете.

Для зон отдыха

Чтобы комфортно проводить вечернее время на террасе, в беседке или на внутреннем дворике, нужно яркое освещение. Здесь используют настенные и напольные светильники, подвесные лампы. На открытом пространстве можно установить фонари.

Удобны осветительные приборы с диммерами (светорегуляторами): можно приглушить свет и создать уютную атмосферу полумрака.

Пример освещения террасы потолочными светильниками

Мы научились управлять ростом лиственных деревьев и кустарников, формируя их с помощью стрижки. А можно ли то же самое делать с хвойными растениями?

Основные правила создания ландшафтного освещения

Статья рассказывает о том, какие цели и задачи преследует ландшафтное освещение, какие правила нужно использовать при составлении проекта и выборе подходящих осветительных приборов. Фото и видео готовых проектов наглядно продемонстрируют существующие возможности.

Читайте также:  Что делать, если постиран паспорт?

Экономное ландшафтное освещение Источник yandex.ru


общее освещение, делать подсветку всех дорожек и тропинок, площадки у гаража, террасы, беседки и входного крыльца;

Задачи ландшафтного дизайна

Природный ландшафт сейчас является весьма распространенным видом искусства. Чаще всего его применяют не только для придания красоты местности и для озеленения территорий, но и для того чтобы показать окружающим, что нужно сохранять матушку природу, а не уничтожать. Поэтому всем кто заботиться о красоте окружающего нас мира, должен знать задачи ландшафтного дизайна.

Данный вид искусства в наши дни применяется повсюду, начиная от альпийских насаждений и заканчивая газонными покрытиями, которые не только раскрывают разноцветье симбиоза, но и просто радуют взор проходящих мимо них людей.

Природный ландшафт сейчас является весьма распространенным видом искусства. Чаще всего его применяют не только для придания красоты местности и для озеленения территорий, но и для того чтобы показать окружающим, что нужно сохранять матушку природу, а не уничтожать. Поэтому всем кто заботиться о красоте окружающего нас мира, должен знать задачи ландшафтного дизайна.

Нюанс

При построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок и пространств. Нюансные отношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют особой внимательности и продуманности. Как мы упоминали, в ландшафтном дизайне могут использоваться цветовые нюансы, например, в древесно-кустарниковой группе могут быть использованы виды контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансовыми оттенками – схожесть по плотности кроны и цветению.

Динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Доминанта

Любой парк, сад имеют доминанту – основной объект или главный объект, который держит композицию и ради которой она создана. В основном это архитектурные большие произведения, дворцы: Версаль, Петергоф, Царское Село и т.п. Если рассматривать некую маленькую часть парка, усадьбы, то это может быть павильон, беседка, мостик, вокруг которого создаётся некая пейзажная картина.

Версаль, Париж. Сады у Версальского дворца. Санкт-Петербург, Россия. Петергоф, нижний сад.

Эстетическое единство пейзажу или ландшафту парка, участка придаёт колорит – цветовой строй. Цвет воздействует на настроение, придает вкус, наполняет душу радостью или грустью. В идеале он не должен быть слишком бледным или слишком кричащим. Важно чтобы цвет постройки – доминанты гармонично сосуществовал с рельефом местности и особенностями пейзажа, колоритом окружающих растений.

Восприя­тие зависит:

  1. от принадлежности человека к опреде­ленной возрастной и социальной группе;
  2. от его ценностной ориентации, образа жизни, традиций, нравов и обычаев в данной местности;
  3. от настроения;
  4. от вида занятий человека, его преобладающих форм отдыха.
  1. дневное солнечное освещение;
  2. рассе­янное, диффузное – в пасмурный день, туман, дождь.

Задачи ландшафтного освещения: зонирование, навигация и ориентиры

Давно ушли в прошлое те времена, когда искусственное освещение было лишь средством победить темноту и продлить световой день. Сейчас перед светом в ландшафтном дизайне стоит гораздо больше целей, чем раньше — как прагматических, призванных облегчить жизнь своего владельца, так и эстетических, помогающих создать на участке красоту, причем последние все чаще оказываются в приоритете.

Мы уверены, что вы и не догадываетесь о некоторых сферах применения, в которых может быть полезно уличное освещение. Так что же умеет свет?

Для решения этих задач, как правило, выбирают яркие садовые светильники минималистичного дизайна — например, консольные фонари на высоких столбах для общего освещения или небольшие прожекторы и лаконичные встроенные лампы для локальной подсветки.

Принципы ландшафтного дизайна

Это не означает, что Вы должны обязательно применять все принципы к каждой части Вашего плана. Но только если вы понимаете эти принципы, у вас появятся творческие идеи.

Самый лучший ландшафтный дизайн находится в голове его создателя. Для создания интересного оформления рекомендуем следовать принципам ландшафтного дизайна, но они не “должны руководить” проектом. Креатив и творчество всегда приветствуются.

Принципы ландшафтного дизайна

Единство должно быть одной из главных целей Вашего проекта. Единство может быть лучше понято и выражено в совместимости и повторении. Повторяя подобные элементы (растения, группы растений или украшения), мы создаем единство. Совместимость создает чувство единения, когда некоторые или даже все элементы пейзажа сочетаются вместе и создают впечатление целостности.

Единство может быть достигнуто сочетанием характерных особенностей элементов в проекте, таких, как высота, размер, структура, цветовая гамма и т.д.

Хорошим примером является размещение валунов, акцентирующих на себе внимание. Если Вы когда-либо видели ландшафт, где большой белый круглый камень расположен здесь, валун красного гранита в форме квадрата – там и так далее, то Вы могли заметить, что этим специфическим элементом не было создано особого единства.

Это только один пример, но принцип относится ко всем другим элементам дизайна, таким как группы цветов, например.

Простой способ создать единство на Вашем участке – объединить элементы пейзажа одной темой. И один из самых доступных способов создать тему – это использование каких-либо декораций для сада. Создать тематический сад легче, когда тема связана с тем, что Вам нравится и интересно.

Если Вам, например, нравятся бабочки, Вы можете создать тему, используя растения, которые привлекают бабочек, а также поставив статуи, украшения или любой другой декор, который связан с бабочками.

Единство может быть выражено преобладанием одного элемента в Вашем пейзаже. Гармонию создает использование элементов, выдержанных в одном стиле и тематике.

Простота – фактически один из главных принципов дизайна и искусства. Это один из руководящих принципов, которому Вы можете следовать и пока делаете первые шаги как новичок, и когда будете создавать свой сад сами. Просто для начала ничего не усложняйте. Вы можете сделать это позднее.

Простота в посадке, например, означает, что нужно выбрать два или три цвета и повторять их всюду в саду или в дворике. Украшение фигурками по-минимуму и в пределах определенной темы, так же отвечает принципу простоты, как и последовательное распределение малых архитектурных форм, таких как валуны.

Баланс также подразумевается словом “дизайн”. Смыслом баланса является равновесие. Есть в основном два типа баланса в ландшафтном дизайне: симметричный и асимметричный.

Симметричный баланс – это когда соответствующие элементы дизайна сада располагаются более или менее одинаково. В симметричном саду обе стороны могут повторять полностью или частично одинаковые очертания, формы, высоту растений, группы растений, цветов, формы клумб, темы и т.д.

Вспомните, как Вы создавали нечто подобное, когда были ребенком, на уроке рисования в школе. Вы берете листок бумаги, размазываете по нему краску, складываете его пополам, раскрываете, и видите, как волшебным образом создается интересный симметричный рисунок. Так симметричный баланс или дизайн – это своего рода зеркальное отражение.

Асимметричный баланс, с другой стороны – немного более сложный принцип ландшафтного дизайна. В то время как структура, форма, цвет и т.д. могут оставаться постоянными, чтобы создать некоторое единство, валуны разных очертаний могут быть разбросаны случайным образом. Эта форма баланса часто предполагает различные темы отдельных частей сада. Все темы равноправны, но имеют различные типы привлекательности.

Асимметричный баланс фактически выведен из равновесия, абстрактен или имеет свободную форму, но все же создаёт единство и равновесие при помощи повторения некоторых элементов.

Вот хороший пример: формы клумб или тропинок различны с обеих сторон от разделительной линии пейзажа, но все же используются некоторые повторяющиеся элементы и растения. Одна сторона может быть изогнутой волнами, в то время как другая сторона – прямая, ровная, жесткая и полностью противоположна первой. Но опять же, единение и баланс будут созданы другими элементами. Этот тип формы может создать приятный контраст. Плавные линии приятны для глаз, но смелый контраст изгиба и прямой линии может выглядеть очень интересно.

Читайте также:  Как спасти любимую пригоревшую кастрюлю

Асимметричный баланс не зависит от формы Вашего сада. Эта зависимость, конечно, может быть, но не обязательно.

Как пример можно взять сад, где одна сторона – это, главным образом, большие тенистые деревья, в то время как на другой стороне – преимущественно низкорослый цветник, или же объединение обеих форм. Как я подчеркивал ранее, ландшафт может быть абстрактным, но все же должен поддерживать единство через какие-то элементы, будь то камни, растения или декор.

Контраст и гармония могут быть достигнуты при помощи растений. Тонкая листва против более грубой, круглые или остроконечные листья, цветовые дополнения и контрасты.

Высота растений, цвет и структура могут отличаться на разных участках, но каждый участок должен быть объединён своей собственной темой.

Вы, наверное, заметили, что я много говорю о “темах”. Многие мои клиенты создали сами успешные проекты, придерживаясь основной темы и большинства принципов ландшафтного дизайна, описанных на этой странице. Надлежащий подбор растений или декора для сада является простым способом создания определенной темы.

Цвет добавляет привлекательность пейзажу и может менять ощущение действительности. Яркие цвета, такие как красный, желтый и оранжевый кажутся ближе к Вам и могут фактически заставить объект казаться ближе. Прохладные цвета, такие как зеленый, голубой и пастельные цвета кажутся дальше от Вас, и объект может казаться более далеким.

Серый, черный и белый считаются нейтральными цветами и лучше всего их использовать на заднем плане, тогда как на переднем – яркие цветы. Однако чтобы увеличить глубину пейзажа, Вы можете использовать темные и грубые по своей текстуре растения на переднем плане, а растения с более тонкой структурой и нежных цветов – на заднем плане.

Цвета могут также использоваться для привлечения внимания к определенной области сада. Яркое растение среди более прохладных оттенков естественно притягивает взгляд.

Естественный переход может быть применен во избежание радикальных или резких изменений в Вашем ландшафте. Переход – это в основном постепенное изменение. Переход можно передать высотой растения или его цветом. Но переход также может быть применен ко всем элементам в пейзаже, включая структуру, форму, размер листвы, но не ограничиваясь ею, а обращая внимание также на размер и форму других элементов. Другими словами, переход может быть достигнут постепенными подъемами и спусками различных элементов с разнообразной структурой, формой, цветом и размерами.

Примером хорошего перехода будет «эффект лесенки» – переход от больших деревьев к средним, затем к кустам и, наконец, к цветам. Для создания такого перехода требуется немного знаний о правильном выборе растений.

Переход – один из принципов ландшафтного дизайна, который может использоваться для “создания иллюзий” в пейзаже. Например, переход от более высоких растений к более низким может придать эффект глубины и расстояния (как в живописи), заставляя сад казаться больше, чем он есть в действительности. Переход от низких к более высоким растениям может использоваться для создания фокуса, чтобы заставить что-то выделиться и казаться ближе, чем на самом деле.

Линия структурирует ландшафтный дизайн. Это может главным образом быть связано с расположением клумб, тропинок и лестничных площадок.

Прямые линии смотрятся строго и угловато, в то время как изогнутые линии производят более естественный, нежный и плавный эффект.

Пропорция – это отношение размеров элементов друг к другу. Из всех принципов ландшафтного дизайна этот самый очевидный, но все же требует немного размышлений и планирования. Большинство элементов в ландшафтном дизайне могут быть заранее запланированы, чтобы сад принял надлежащие пропорции.

Например, если Вы создаете маленький сад во внутреннем дворике, огромная двухметровая статуя, помещенная в центр, будет смотреться непропорционально и немного нелепо. Или наоборот, маленький водопад с водоемом, помещенный в центре большого открытого двора, может потеряться в пространстве.

Не поймите меня неправильно. Это не означает, что, если у Вас большой сад, то Вы не можете разместить в нем маленькие статуэтки или другие какие-нибудь конструкции. Пропорция относительна, и элементы могут быть разного размера и располагаться в различных частях сада. Цель состоит в том, чтобы создать приятное соотношение среди трех измерений – длины, ширины и глубины или высоты.

Маленький фонтан или водоем может смотреться пропорционально, если поместить его в углу или на краю большого участка. Он становится фокусной точкой большого участка, создавая свою собственную особую атмосферу. Около этого водоема может быть размещена небольшая беседка, скамейка или создана целая тема. Другие пространства и темы могут быть созданы таким же образом. Кроме того, надо специально учитывать и уделять должное внимание правильному выбору растений, чтобы избежать непропорциональности растений.

Повторение непосредственно связано с единством. Хорошо иметь разнообразие элементов и форм в саду, но и повторение одних и тех же элементов дает возможность разнообразия.

Единство достигается повторением подобных элементов. Если в саду слишком много несвязанных объектов, он может казаться загроможденным и незапланированным.

Но здесь есть одна тонкость: изобилие одного элемента может сделать Ваш сад или двор неинтересным, скучным и монотонным.

Но все же, единство может создаваться при повторении нескольких различных элементов. Это может сделать Ваш сад интересным и оригинальным

Простота – фактически один из главных принципов дизайна и искусства. Это один из руководящих принципов, которому Вы можете следовать и пока делаете первые шаги как новичок, и когда будете создавать свой сад сами. Просто для начала ничего не усложняйте. Вы можете сделать это позднее.

Виды ландшафтного светодизайна и его задачи

  • Лекции
  • Курсы
  • Журнал
  • Проекты выпускников
  • Подарить курс

В этой статье вы узнаете, зачем ландшафтному дизайнеру законы композиции и как их правильно применять. Разберем растения и их цветовые, текстурные и сезонные сочетания в работах известных архитекторов.

Изучать композицию в ландшафтном дизайне проще всего с точки зрения живописи. Это позволяет понять, как устроен сад, по каким принцпам построено наше восприятие. Грамотные дизайнерские решения применимы и в наших собственных садах.

Можем ли мы все понимать искусство? Да!

Недавно я услышала одно очень спорное утверждение Дэна Пирсона (известный дизайнер, автор книг о садах). Он говорил, что «настоящие произведения искусства нельзя проанализировать или скопировать». Мне понятно его отношение к своим личным проектам садов, как к творческой деятельности.

Но идея, гласящая, что «искусство» недосягаемо, и только создателю доступна информация, как и почему возникло конкретное произведение — в высшей степени ошибочна.

Как научиться “читать” сады?

Как ландшафтный дизайнер с художественным образованием, я уверена: понимать законы композиции может каждый. Многие верят, что для этого нужны какие-то специальные «творческие способности». Это ошибка.

Высокий профессионализм — это всегда результат обучения. Только изучая и анализируя отдельные сады, мы можем понять, по каким принципам они были созданы. С садами все точно так же, как с картинами, которые мы видим в галереях. Стоит только разобраться.

Все студенты художественных ВУЗов, изучают исторические произведения. Это нужно для того, чтобы понимать композицию и используемые приемы.

Современные технологии позволяют нам анализировать картины детально, начиная с просмотра инфракрасных изображений. Они открывают нам самые ранние мазки под готовой картиной.

То есть, мы видим изменения в композиции по мере прорисовки картины. До такой точности, что заметно, какие пигменты были использованы при создании грунтового и базового слоя.

Читайте также:  Хозяйские хитрости: как постирать зонтик в домашних условиях

Эта практика применима и к садам. Мы также можем анализировать использованную композицию и приемы. Можем изучать отдельные растения и их цветовые, текстурные и сезонные сочетания.

Вспомните, как работает художник с палитрой. Художник начинает создавать картину с принятия решений: «какое настроение я хочу передать, какие ощущения?» Все эти решения принимаются до того, как первый мазок будет нанесен на холст. Исходя из этих решений, художник понимает, какие принципы и элементы композиции будут использованы.

Шоу-сад, который я создала для Цветочной выставки RHS (Hampton Court Flower Show). Я отразила настроение, используя определенные принципы и элементы искусства. Поговорим о них дальше.

Зачем изучать основы композиции?

Одни сады созданы с нуля, другие были унаследованы и развивались с разными владельцами под их потребности. Целостность дизайна отсутствует, либо была ослаблена.Анализ таких пространств через принципы композиции позволяет владельцам участков понять, почему их сад “разваливается” и разобраться, как это исправить.

Точно так же дизайнеры, которые создают новые сады, могут использовать знания о композиции для проектирования эффектных пространств целенаправленно, а не по счастливой случайности.

Композиция в ландшафтном дизайне

Говоря о садовых терминах, часто упоминают пропорцию, акцент и единство. В то время как идеи баланса и ритма затрагиваются меньше.

В ландшафтном проектировании важно учитывать еще замысел и контекст. Чтобы создать цельную атмосферу любая территория должна иметь связь с окружающей средой, будь то ландшафт или архитектура.

Баланс

Вопрос баланса интересен, так как он определяет, насколько динамично пространство сада. Симметричный баланс создает спокойное пространство, но при неправильном обращении оно может быть скучным. Поэтому важно уделить дополнительное внимание и другим элементам композиции.

В Вилле Медичи в Фьезоле симметричный пейзаж с линией посередине использован для создания почти идеальной композиции. Она спокойна, но интересна.

В дизайне виллы используется симметричный баланс, чтобы
создать успокаивающее пространство с центральным бассейном и ступенями. Ступени ведут к беседке, засаженной розами.

Форма бассейна и строго направленные линии беседки и ступеней гарантируют, что ваш взгляд не покинет пределы сада. Симметричная композиция приводит взгляд к бассейну. С симметрией нужно обращаться осторожно, чтобы избежать создания скучных пространств.

Асимметричный баланс

Во другом саду в Рокклиффе (Великобритания) используются те же композиционные принципы, что и в Вилле Медичи.

Но здесь элементы линии наряду с формой бассейна уводят нас за пределы сада, несмотря на скамью. Она расположена в центре, и здесь взаимодействие потеряно.

Ритм

В свою очередь, асимметричный баланс создает динамику. Многочисленные живые изгороди в саду Лучано Джуббилей делают пространство захватывающем, несмотря на очень ограниченную палитру растений и твердых материалов.

Этот сад гораздо больше привлекает внимание, чем сад со статичным, симметричным дизайном. Его хочется исследовать даже в таком
небольшом пространстве.

Ритм можно использовать для того, чтобы направить взгляд по саду и вне его, или чтобы создать гармонию в определенных зонах сада. Проще говоря, регулярный ритм повторяющегося отдельного элемента очень привлекает.

Регулярный ритм

Посмотрите следующее пространство, эта линия кустарников в форме шаров и кубов обращает на себя внимание. Они ведут к воротам в частном саду Дэна Пирсона.

Случайный ритм с повторяющимися элементами, но без очевидного порядка. Это создает гармонию в саду и может быть использовано, чтобы связать несопоставимые элементы.

Регулярный ритм в этом саду направляет нас к воротам и удивительным пейзажам за ними.

Прогрессивный ритм

Возможно, самым интересным из ритмов является прогрессивный. Он немного похож на вариации в музыке, где ненавязчиво через всю мелодию развивается такт. Один из лучших примеров — сад Лув в Провансе, созданный дизайнером Николь де Везиан.

Она создала его после того, как ушла из модного дома «Hermes» и переехала на юг Франции. Прогрессивный ритм создает связь между садом и более широким ландшафтом.

Сад признан одним из лучших примеров, позволяющих ощутить цельную атмосферу места. Видите, как повторяются сферические формы?

Кустарники естественной формы, такие как Молочай, противопоставлены стриженным формам растений. Они встречаются и за пределами ландшафта, создавая прямую связь между садом и окружающей обстановкой. Но в то же время, отвлекают от головокружительно крутого перепада.

Линия и форма в ландшафтном дизайне

Поговорим теперь о компонентах садового искусства. Они оживляют композицию, через создание настроения. Компоненты — это линия и форма, а также цвет, текстура и сочетание света и тени.

Линия — это полезный инструмент для перемещения взгляда по саду. Горизонтали и вертикали можно
использовать для создания четкого ритма в пространстве.

Тем не менее, в ландшафтном дизайне форма — это самый важный фактор. У многих растений она мало отчетлива и внешний вид листьев схож.

Это означает, что, когда мы «читаем» цветочный бордюр слева направо, мы быстро теряем интерес к нему, если ничего не цепляет на взгляд по пути. Красивых цветов недостаточно.

Композиция в работах Пита Удольфа

Эффекта нескольких красивых цветов недостаточно, чтобы создать удачно цветочный бордюр. Это видно на фотографии выше.

Он лишь становится неопрятным. Цель должна заключаться в том, чтобы создать красивый гобелен из формы и листвы, рассматривая цветы скорее как сезонный бонус.

Это сохранит декоративность в долгосрочной перспективе, а не на мимолетной яркости цветов. Великолепный эффект долгосрочного дизайна можно увидеть в саду Лури.

Орнаменты многолетних растений в начале сезона столь же привлекательны, как и в конце, когда другие их детали выходят на первый план. Создатель этих удивительных насаждений — голландец Пит Удольф.

Его работы часто называют живописными и это не безосновательно. В его планах посадки все элементы искусства используются осознанно и обоснованно. Так он создает живые картины, меняющиеся вместе с сезоном.

Линия, форма, цвет и сочетание света и тени — все это используется для живописной атмосферы в проектах Пита Удольфа.

Что нужно сделать перед началом работы?

Хотя некоторые произведения искусства могут быть созданы интуитивно, стабильно качественные работы никогда не создаются случайно.Напротив, это результат разумных решений, основанных на глубоких знаниях.
Понимание принципов и элементов искусства в контексте создания сада — это первый шаг к получению этих знаний.

Ключевое решение, которое необходимо принять перед началом действий: «что вы хотите „сказать“ своей работой?»

А затем для реализации используйте принципы, чтобы сформировать композицию и элементы, чтобы вложить в нее эмоции.

Проблема ландшафтного бизнеса

Как художник, я вижу одну из проблем бизнеса ландшафтного дизайна особенно разочаровывающей. Она заключается в том, что дизайнеры очень мало рассказывают о своих решениях. Не помогают клиенту понять логику и прочитать сад, а просто говорят: «все прекрасно»! Без оценки и комментариев.

Как нам научиться понимать, как создается садовое пространство? Как сделать наши собственные небольшие участки более эффектными? Только практикой.

«Человек рисует умом, а не руками» (Микеланджело).

P. S. Об авторе

Аманда Паттон — член Общества Ландшафтных Архитекторов и практикующий дизайнер с 2000 года. До этого много лет работала иллюстратором, получила образование в художественном колледже.

Высокий профессионализм — это всегда результат обучения. Только изучая и анализируя отдельные сады, мы можем понять, по каким принципам они были созданы. С садами все точно так же, как с картинами, которые мы видим в галереях. Стоит только разобраться.

Основные составляющие ландшафтного дизайна

  1. Разнообразные растения (травянистые, кустарники и деревья).

Выбор элементов зависит от размера участка, эстетических предпочтений дизайнера и стилевого направления.

Газон — неотъемлемый элемент сада, служит чудесным зеленым или цветным фоном для других объектов.

Добавить комментарий